Как эффективно купить медицинские услуги

Ответственность за здоровье переложена на пациента. Общественное здравоохранение сегодня не способно решать стоящие перед ним задачи.

<BR><BR>Ответственность за здоровье переложена на пациента. Общественное здравоохранение сегодня не способно решать стоящие перед ним задачи.<BR>Показатели здоровья нации печальны. Продолжительность жизни мужчин в Петербурге 58 лет, в Новгородской области - 48 лет. Без платного здравоохранения сегодня не обойтись. По данным социологических опросов, каждая семья тратит 10-20% от своих реальных доходов на медобслуживание. Это в 10 раз больше того, что расходуется государством на здравоохранение. Медицина входит в рынок. И с точки зрения рыночной экономики здравоохранение - весьма несовершенная система.<BR>С одной стороны, потребитель (пациент) абсолютно некомпетентен при принятии решения о покупке медицинской услуги. С другой стороны, продавец (врач), который, собственно, и принимает решение о покупке, - субъект, мягко говоря, несколько заинтересованный в расходах пациента, но последнему ничего не остается, кроме как довериться врачу (продавцу). Поэтому феномен "спрос - предложение" не гарантирует эффективного использования денег во благо здоровья.<BR><BR><B>Некомпетентность</B><BR>Рынок платной медицины в Петербурге живет. Открыто много небольших частных медицинских центров. Государственные больницы конкурируют друг с другом как на рынке платных медицинских услуг, так и в том, что раньше назвали бы "поборами", но без них бесплатная медицина вообще умрет.<BR>Человек принимает решение обратиться за платной медицинской помощью тогда, когда заболевание уже привело к нетрудоспособности или где-то рядом; когда имеющийся хронический недуг перешел в явную форму, а это уже неизлечимо и рано или поздно приведет к летальному исходу. С целью профилактики люди к врачам почти не обращаются. Следовательно, если ответственность за здоровье оставить на пациенте (дать человеку право самому решать, как тратить деньги на медицину), это значит обречь его на "смерть от некомпетентности". <BR>"Активная профилактика" - медицинская интервенция в жизнь человека без жалоб с его стороны с целью предупреждения смертельно опасных болезней на ранних стадиях - действенный инструмент контроля над здоровьем человека. Раньше это называлось "диспансеризация", теперь - "скрининг". Эффективный скрининг, как показывают рекомендации мировых медицинских ассоциаций по вопросам профилактики, - это не так уж и дорого и обременительно и вполне осуществимо любыми городскими медицинскими учреждениями.<BR><BR><B>Экономика здоровья</B><BR>Кто же должен отвечать за здоровье сегодня? Тот, кому нужен здоровый работник. Ведь треть жизни человек проводит на работе.<BR>Ответственный работодатель не может не задумываться о здоровье работников и членов их семей хотя бы потому, что это финансово выгодно. Сегодня для многих менеджеров уже не нужно доказывать необходимость вложения денег фирмы в здоровье персонала. Однако есть ли уверенность, что эти деньги используются эффективно? Нет, поскольку результата в виде улучшения показателей здоровья, увеличения продолжительности и качества жизни не видно. <BR>Принято считать, что решение проблем - заключение договора с лечебным учреждением или со страховщиком. Это отчасти правда, но надо учитывать, что такие договоры предусматривают заработок медицинских учреждений на болезнях, другими словами - медикам выгоден больной клиент. Страховщик как посредник между вами и медицинским учреждением принципиально мало что решает. Страховым случаем (поводом для оплаты) является все та же болезнь, а больницам без разницы, кого "разводить на деньги" - вас или страховщика. <BR>Добровольное медицинское страхование (ДМС) находится на ранней стадии развития, и пока страховщики играют роль хорошей ассистансной компании. По разным оценкам, 70-90% корпоративного рынка ДМС держится на двух столпах: <BR>1) Отнесение затрат по ДМС на себестоимость продукции.<BR>2) "Откат" в виде комиссионного вознаграждения от страховщика менеджеру фирмы, принимающему решение о страховании.<BR><BR><B>Долгая жизнь</B><BR>Закон омедицинском страховании позволяет относить платежи по ДМС на себестоимость, но этот же закон не позволяет легально осуществлять такие формы оплаты медуслуг, как подушевое финансирование, а следовательно, осуществлять активную профилактику. <BR>Что же следует учитывать при составлении договора с медучреждением (и/или страховщиком в рамках ДМС)? Признать, что ответственность за здоровье лежит в первую очередь на вас как на работодателе, а уж потом на работнике, страховщике и медицинских учреждениях.<BR>В этой структуре вы являетесь сильной стороной, поскольку платить будете вы, а значит, и правила игры устанавливать вам. <BR>Вам выгодна долгая, плодотворная жизнь сотрудника, а значит, эффективная профилактика (скрининг) должна стать основой этого договора, точнее сказать, системы договоров. Во внутренних трудовых договорах заставьте работников следовать скринингу, который обеспечивается медучреждением/страховщиком.<BR>А если работник заболеет, то договор должен обеспечить адекватный объем лечебно-диагностических мероприятий. Здесь было бы неплохо оговорить объем этой "адекватности". Тут мы подходим к ключевому моменту. Платная медицина - это такой же бизнес, как любой другой: больше услуг - больше выручка - больше прибыль.<BR><BR><B>Две формы</B><BR>Принципиально в медицине существуют две формы оплаты медицинских услуг: гонорарная и подушевой временной тариф. При гонорарном методе пациент оплачивает каждую полученную услугу по прейскуранту. Метод стимулирует медучреждение назначать как можно больше услуг. Этот метод сейчас и лежит в основе работы всех платных медучреждений Петербурга. Более того, он подкреплен и принципом оплаты труда медперсонала частных клиник - их зарплата составляет процент от выручки за ими же оказанные услуги. Нетрудно догадаться, что эти медработники будут весьма заинтересованы в "адекватном" объеме исследований и лечения. Есть явный риск получить больше медицинских услуг, чем это действительно нужно.<BR>При подушевом тарифе пациент оплачивает время доступа к ресурсам медучреждения. Здесь учреждению выгодно потратить на пациента не более, чем это действительно необходимо. Нет стимула к раскручиванию затратного механизма. Но имеется риск недополучить действительно необходимые услуги, так как медработники уже имеют "свое": чего напрягаться-то.<BR>"Гонорар" стимулирует медиков делать как можно больше, но есть риск излишнего; "подушевой" метод сдерживает медиков в рамках клинической целесообразности, но содержит риск недополучения услуг. Как же быть? <BR>Обратить это противоречие в свою пользу: помните, вам выгодна активная профилактика - оговорите в договоре за нее "гонорарный" метод оплаты и вы увидите, как медики будут неистово исполнять полный комплекс профилактических мер для ваших работников. А это вам и надо! Только смотрите, чтобы объем профилактики тоже был в рамках разумного.<BR>Медицинские услуги, которые потребуются вашим работникам в случае заболевания или когда на скрининге выявятся отклонения, следует оплачивать по подушевому (например, месячному или квартальному) тарифу. Это предостережет от излишних медицинских услуг, а риск их недополучения можно снизить путем переложения ответственности за неблагоприятный от этого исход на плечи медучреждения, вот здесь-то страховщики будут действительно полезны. Эти принципы необходимо заложить в договорах Вашей фирмы с работниками, медучреждением, страховщиком. Составление договора - большое искусство, и не стесняйтесь звать на помощь специалиста в экономике здравоохранения.