00:0025 октября 199900:00
20просмотров
00:0025 октября 1999
Может ли банальный грипп стать для сотрудника концом карьеры? Может, если тот не сумеет самостоятельно разобраться с последствиями своего отсутствия на работе.
<BR>Может ли банальный грипп стать для сотрудника концом карьеры? Может, если тот не сумеет самостоятельно разобраться с последствиями своего отсутствия на работе.<BR>Чем крупнее предприятие, тем проще в нем болеть: легче найти сотруднику замену на время его болезни. Правда, при условии, что фирма в нем заинтересована. В фирмах рангом пониже отношения жестче, рынок рабочей силы переполнен. Однако в любом случае болезнь сотрудника будет рассматриваться в контексте его должности и ценности для предприятия. <BR><BR><B>Форс-мажор</B><BR>Здоровье, согласно пословице, не купишь, но вкладывать в него деньги - разумная необходимость: "Больной работник, как и голодный, работать будет плохо", - заметил помощник генерального директора ЗАО "Парнас-М" Всеволод Шевелев. Проще бывшим предприятиям госсектора, сумевшим сохранить социальную инфраструктуру. В их распоряжении собственные медсанчасти и возможность регулярных профосмотров, собственные оздоровительные комплексы. <BR>"Бывают и форс-мажорные обстоятельства: к ним мы относимся с пониманием и стараемся помочь сотруднику", - говорит технический директор Петербургского молочного завода "Пискаревский" Евгений Ахматов. - Недавно на двоих сотрудников напали бандиты, на лечение их огнестрельных ранений предприятие потратило более 200 тысяч рублей". <BR><BR><B>Спасение утопающих</B><BR>Здоровье - не богатство, а необходимый стартовый капитал для карьерного роста. Именно поэтому его наличие не считается поводом для бурных аплодисментов: практикуемое в некоторых странах материальное поощрение тех, кто за несколько лет ни разу не был на больничном, петербургские бизнесмены эффективным не считают. "Не вижу в этом смысла: ради лишнего рубля человек просто будет "тихо" болеть и ходить на работу, а потом окажется на месяц в стационаре, унеся с собой еще с десяток сотрудников", - считает Всеволод Шевелев. По мнению начальника отдела кадров АО "Завод "Красный Выборжец" Владимира Колчина, необходимо оценивать эффективность работы сотрудника, степень его ценности для предприятия, а не отработанные трудодни. <BR>Совершенно иного принципа придерживаются частные предприниматели и мелкие конторы, занимающиеся уличной торговлей. Расчеты с сотрудниками здесь производятся, как правило, "черным налом", а суммы зависят от выручки конкретного продавца. Для последнего болезнь - непозволительная роскошь: ни о какой оплате больничных листов, разумеется, даже речи не идет; мало того - захворавший автоматически лишается рабочего места, если не сумел найти себе замену на время болезни (как правило, выручают в этих случаях члены семьи). <BR>В других фирмах стимулировать сотрудников к заботе о собственном здоровье предпочитают "методом кнута". Например, в некоем товариществе, специализировавшемся "на приеме от населения рогов и копыт", если сотрудник приходил зимой на работу без шапки, после двух предупреждений на него накладывался штраф $20.<BR><BR><B>Дело житейское</B><BR>Лечиться "без отрыва от производства" характерно для занимающих руководящие должности: "Если младший персонал еще может позволить себе отлежаться при простуде на больничном, то старший - никогда", - резюмирует директор по персоналу АООТ "Большой Гостиный двор" Алла Стегайло.<BR>Но если речь идет о болезни более серьезной, чем насморк, подобных "трудовых порывов" опрошенные "ДП" руководители не одобряют, видя в них угрозу для нормальной жизни прежде всего самого предприятия. Во-первых, от больного сотрудника, как ни крути, отдача все равно меньше. Во-вторых, непролеченная болезнь может перейти в хроническую, и тогда работник рискует уже надолго "выпасть из обоймы". В-третьих, болезный, но упорно трудящийся сотрудник неизбежно заразит своих здоровых коллег.<BR>"Выход на работу, например, с высокой температурой оправдан лишь в экстренном случае, когда проблему может разрешить именно и только этот конкретный человек", - считает Владимир Колчин.<BR>По каждой отрасли существует определенная статистика усредненного количества больничных листов, принимаемая за норму. Так что опытный руководитель никогда не уволит сотрудника только из-за того, что тот стал жертвой вируса. Люди не только периодически болеют, но и систематически уходят в отпуск.<BR><BR><B>Внучка за бабку</B><BR>На крупных предприятиях руководство не видит проблемы захворавших сотрудников. Корпоративность работы позволяет решить вопрос взаимозаменяемости, что называется, "на местах" и без сбоев в функционировании предприятия. "У нас в этом плане полная самостоятельность: если сотрудник считает, что не может выйти на работу, - звонит коллеге, просит подменить", - говорит технический директор завода "Пискаревский" Евгений Ахматов. Аналогичный принцип - у работников торгового зала универмага "Гостиный двор". По словам Аллы Стегайло, небольшое в целом по предприятию количество больничных приходится в основном именно на эту категорию персонала, поскольку в торговом зале работает много молодых мам. Но так как зарплата им начисляется с выручки, "злоупотребляющих" своими родительскими обязанностями нет". (О.К.)