ЦБП вывозит капиталы и ждет инвестиций

Предприятия российской целлюлозно-бумажной промышленности (ЦБП) ощутили опасность скорого закрытия экспортных рынков и всерьез задумались о модернизации своего производства.

<BR><BR>Предприятия российской целлюлозно-бумажной промышленности (ЦБП) ощутили опасность скорого закрытия экспортных рынков и всерьез задумались о модернизации своего производства. <BR>И откладывать перевооружение до лучших времен не удастся из-за сильного износа оборудования. К тому же технология хлорной отбелки, применяемая значительной частью российских ЦБК, вызывает возражения европейских экологов.<BR>Некоторые страны (например, Германия) уже прекратили закупку целлюлозы, отбеленной "традиционным методом" с помощью молекулярного хлора. Не за горами те же меры по отношению к изделиям из нее. К 2003 году это коснется всех стран ЕЭС. <BR>По мнению генерального директора компании "Балт-аудит-эксперт" Юрия Лаптева, из вероятных потребителей "хлорной" бумаги и целлюлозы останутся лишь страны третьего мира. Но они неспособны обеспечить ни сегодняшних европейских закупочных расценок, ни объемов, поэтому российские ЦБК, отправляющие продукцию на экспорт, потеряют в заказах. <BR>С этим прогнозом не согласен Владимир Синицын, директор ООО "Парма" (петербургского представительства Сыктывкарского ЛПК). Он уверен, что в некоторых регионах Азии цены даже выше, чем в Европе, а емкость азиатских рынков можно считать достаточной.<BR><BR><B>И без хлора душно</B><BR>По оценке Юрия Лаптева, накоплению оборотных средств предприятиями ЦБК препятствует то, что многие из них приватизировались за счет кредитов. Сегодня кредиты приходится возвращать, а модернизацию отрасли проводить локально. Но установка "супермашины" на одном из заводов не меняет общего положения: износ оборудования по отрасли составляет около 70%. <BR>Производственные характеристики и экономическая эффективность техники отстают от требований двадцатилетней давности. В результате возникают сложности как с конкурентоспособностью продукции, так и с рентабельностью производства.<BR>По словам Юрия Лаптева, российские заводы вынуждены решать лишь сиюминутные, насущные проблемы. Прежде всего - обеспечение сырьем. В 1998-1999 годах рентабельность экспорта леса резко увеличилась, и целлюлозно-бумажные комбинаты часто не могут соперничать в цене с экспортерами. Поэтому некоторые крупные заводы (тот же Архангельский или Светогорский - см. "ДП" №30/99) начали работу по скупке леспромхозов и по созданию собственной лесозаготовительной базы. <BR>Директор петербургского представительства Сыктывкарского ЛПК Владимир Синицын считает, что проблемы испытывают прежде всего относительно небольшие предприятия отрасли. Крупные комбинаты, по его мнению, никогда не были полностью убыточными, и сегодня все они имеют собственные программы модернизации. <BR>По его словам, на Сыктывкарском ЛПК эта проблема была решена несколько лет назад, и сегодня комплекс заготавливает примерно 60% вырубаемого в Коми леса. Насколько описанная Владимиром Синицыным ситуация на отдельно взятых производствах отличается от общей в отрасли, можно судить по тому, например, что в 1996-1997 годах общий убыток ЦБП измерялся десятками миллионов долларов. Да и сравнительно благополучный Архангельский ЦБК с гордостью рапортовал о снижении за 1998 год затрат на 1 рубль товарной продукции с 98,9 до 93,6 копейки.<BR><BR>"Видали мы инвесторов"<BR>Многие специалисты отмечают довольно плачевную "кредитную историю" отрасли. В сущности, упоминаются лишь два примера наверняка оправдавшихся западных инвестиций - Балахнинский ЦБК (АО "Волга") и Светогорский. Но это - две удачи на фоне многомиллионных потерь других западных компаний, десятки лет успешно работавших на российском рынке до попытки заняться местным производством... <BR>Сегодня на Западе мало специалистов, которые знают, как надо вкладывать деньги в российскую ЦБП, и больше тех, кто знает, почему этого не надо делать, и готов поделиться своим опытом. При этом нынешнее ухудшение инвестиционного климата в России даже не обсуждается.<BR><BR><B>Своя рука не оскудеет</B><BR>В числе проблем окупаемости вложений в ЦБП специалисты называют и "сложности" бухгалтерского учета. Широко распространено мнение, что часть экспортной прибыли ЦБК, оседающая на "третьих" счетах, уже никогда не будет ни вложена в производство, ни выплачена в качестве дивидендов. Представитель одной зарубежной компании, занимающейся поставкой оборудования для ЦБП, выдвинул такой аргумент: если западные специалисты не видят смысла инвестировать в российскую ЦБП, то маловероятно, что и отечественные "специалисты", вывезя деньги предприятия из России, решат потратить их именно на это. Участие же инвестора со стороны в таком бизнесе бесперспективно вдвойне. <BR>Юрий Лаптев полагает, что если где-то и используются полулегальные способы ухода от налогов и таможенных сборов (оффшоры и т.п.), то это делается скорее из-за низкой рентабельности производства, с целью "накормить" основное предприятие, чем из желания пополнить счет его руководителя. По его словам, большинство директоров и совладельцев российских комбинатов - "люди не случайные и нацеленные на долгосрочный бизнес".<BR><BR><B>Запоздалая весна</B><BR>Хотя из-за падения рубля в августе 1998 года рентабельность производства выросла. По словам Юрия Лаптева, нужно, чтобы эта ситуация сохранилась примерно 1,5 года - тогда предприятия ЦБП смогут погасить задолженность, набрать оборотные средства и приступить к плановой модернизации. До конца 2000 года мировая конъюнктура очень благоприятна, и у отечественных комбинатов есть все шансы на успех. <BR>Но если начать плановую модернизацию в 2000 году, то самым ранним сроком начала работы станет вторая половина 2002 года - до "закрытия" мирового рынка останется полгода. Достигнуть полных объемов за такие сроки невозможно. Хотя убытки будут несравнимо меньше, чем при полной остановке производства, все равно речь пойдет о десятках миллионов долларов.<BR>С другой стороны, внутренние цены на сырье будут и далее стремиться к мировым, что может скоро свести "даровую" рентабельность к нулю. И постепенное накопление средств, и разработка долгосрочных программ не сильно повышают шансы отрасли "вскочить в уходящий рынок".