00:0021 апреля 199900:00
14просмотров
00:0021 апреля 1999
Успешная экспансия на российский рынок иностранных производителей стройматериалов была остановлена не местными производственниками, а кризисом 17 августа.
<BR><BR>Успешная экспансия на российский рынок иностранных производителей стройматериалов была остановлена не местными производственниками, а кризисом 17 августа.<BR>Специалисты сравнивают его с "тепличным эффектом": российские производители, лишившись конкурентов, возвращают себе утраченные позиции. <BR><BR>Лев Каплан: "Единственные две отрасли, которые по сравнению с прошлым годом дали прирост, - жилищное строительство и производство стройматериалов (соответственно на 9% и 15,6%). Раньше, по нашим подсчетам, 70% отделочных материалов были зарубежные, а по целому ряду позиций 100% составляли зарубежные поставки. <BR>Но сегодня дефицита стройматериалов нет. Во-первых, наши производители поняли, что выпускать ту же продукцию, что и раньше, бессмысленно. Некачественный товар никто брать не будет. Поэтому началась переналадка производства. Второе обстоятельство: до кризиса многие закупили импортное оборудование. Примерно 23% всех совместных предприятий Петербурга и Ленобласти занято именно в производстве стройматериалов".<BR><BR>Дмитрий Мартынов: "До кризиса была дикая ситуация: мы не могли с московского завода "ТИГИ-Кnauf" привезти гипсокартон - дешевле было везти из Дании. После кризиса все изменилось". <BR><BR>Ирина Белинская: "Анализировать рынок строительных материалов нужно по нескольким позициям. Первая - география поставок. До кризиса было 60% продукции зарубежного производства и 40% - отечественного. После кризиса 60% - российские. А в Москве, например, уже до кризиса было 80% отечественной продукции и только 20% импортной. И это естественно: потребность в строительных материалах зависит от состояния строительства. Второй момент - структура поставок. Что касается бетона, кирпича, металла, дерева - 90% рынка было занято отечественными производителями. Сейчас они занимают уже примерно 95%. Но можно говорить и о теплоизоляционных, кровельных материалах... Например, черепица: в России таких технологий просто нет. Можно говорить о новых технологиях - это специфический рынок. Здесь произошли очень интересные вещи. Несмотря на кризис строители вынуждены обращаться к новым технологиям". <BR><BR><B>Цены и проблемы</B><BR>Лев Каплан: "У наших производителей появился шанс реализовать свой потенциал. Цены на их продукцию значительно ниже импортных - доллар вырос в 3,5-4 раза, а их продукция подорожала на 25-30%. И ряд предприятий получил шанс выскочить на конкурентоспособную стезю. Яркий пример - "Нефриткерамика" в Никольском. Они производят керамическую плитку на современном оборудовании, она не хуже импортной и много дешевле. Производители вынуждены ориентироваться на платежеспособный спрос строителей и цены особенно не задирают".<BR><BR>Дмитрий Мартынов: "Мы пытались сначала держать цены, соответствующие росту курса доллара, но в конце концов платежеспособный спрос стал отставать. Мы вышли на полочку, которая не стала долларовой - она стала промежуточной. Если цена на нашу продукцию была до кризиса в России $2 за метр, то сейчас - $1,20-1,25. Торговая наценка тоже снизилась".<BR><BR>Лев Каплан: "Есть большая проблема. В жилищном строительстве в большинстве случаев расчеты не ведутся "живыми" деньгами - деньги в структуре расчетов составляют примерно 30-40%. С производителями стройматериалов расплачиваются квартирами. И часто производители просто не знают, что делать с этими квартирами". <BR><BR>Михаил Чиженок: "Стройиндустрия - это прежде всего жилищное строительство. А экономикой жилищного строительства является ипотечное кредитование, которого у нас нет. Очень важно, чтобы программа последующей эксплуатации сооружений и жилья, жилищно-коммунальная реформа были сопряжены с развитием новых производств стройиндустрии. Они экономически выгодны и необходимы, но на них почему-то все время не находится денег. <BR>Говорим, например, что 75% теплопотерь идет через окна - и проблему не решаем. Стимулируем развитие кучи пластиковых производств, которые непригодны для нашей климатической зоны. Точечные бюджетные вложения в стройиндустрию тут же оправдываются, потому что быстро дают реальный эффект".<BR><BR>Лев Каплан: "Думаю, что государство никогда и ничего не будет вкладывать в развитие стройиндустрии. Речь идет только о том, чтобы сами предприятия тратили последние деньги на технологии. Необходимо, чтобы наши руководители осознали, что без новых технологий, без конкуренции по качеству, ценам и регулярности поставок им ничего не светит на этом рынке. А будет спрос на жилье, будет развиваться строительство - будет развиваться и промышленность стройматериалов". <BR><BR>Дмитрий Мартынов: "Импортеры тоже не сидят на месте. Рынок России очень перспективен. Издержки, которые они несут по продаже стройматериалов здесь, незначительны на фоне мировых продаж. Иностранные производители осознанно идут на демпинг. Поэтому нашей промышленности нельзя думать, что надолго останется послекризисная эйфория. Я понимаю, что инфляция пойдет, энергоносители будут дорожать. Наступит момент, когда опять пойдет импорт. Но пока есть небольшой запас времени - еще, может быть, несколько месяцев, возможно, год".<BR><BR>Михаил Чиженок: "Посткризисный "тепличный эффект", который поддержал и застройщика, и генподрядчика, и производителя, дал возможность оттолкнуться от земли. Но ситуация быстро меняется".<BR><BR><B>Информация и маркетинг </B><BR>Дмитрий Мартынов: "Когда немцы вошли инвесторами в предприятие "ТИГИ", то первое, что они сделали, - внедрили свою систему маркетинга. Они сначала наращивают заказы в регионе, потом инвестируют в производство". <BR><BR>Михаил Чиженок: "У "ТИГИ-Кnauf" есть чему поучиться и в подходе, и в доведении продукции до потребителя.<BR>Сегодня нужно продукцию не только выпустить, но и уметь довести до потребителя, объяснить, как ею пользоваться". <BR><BR>Дмитрий Мартынов: "Нужно в первую очередь думать все-таки о повышении эффективности производства, организации сбытовых сетей при производителе".<BR>Ирина Белинская: "Очень важно, чтобы наши предприятия стройиндустрии могли правильно продавать свою продукцию. Необходимо обучать внедрению новых технологий". <BR><BR>Валентин Возгрин: "В сети Интернет мы стараемся сейчас создать глобальную информационную сеть по строительному рынку..."<BR><BR>Ирина Белинская: "Москва и Петербург - лидеры в использовании современных стройматериалов. Когда специалисты из других регионов приезжают к нам, то им надо устраивать подробнейшую экскурсию по новым материалам.<BR>Необходимо создать центр внедрения новых технологий. И мы совместно с правительством Ленобласти будем делать такой центр. Ведь заказчики сталкиваются с таким обилием материалов, что не понимают, как их использовать".<BR><BR>Лев Каплан: "Я уже полгода ставлю в ассоциации "Северо-Запад" вопрос, чтобы наладить информационное взаимодействие между регионами в области строительства и промышленности стройматериалов. <BR>Это безумие, что Псков, Новгород, Мурманск, Вологда совершенно не взаимодействуют ни с точки зрения обмена технологиями, ни с точки зрения обмена информацией".<BR><BR><B>Культура потребления</B><BR>Михаил Чиженок: "Потребитель не приучен использовать новые технологии. Даже современные материалы пытается использовать по-своему. <BR>Когда нас просят отпускать газобетонные блоки, например для комбинированной стены, и не комплектуют их положенными сухими смесями, мы посылаем своих консультантов, чтобы объяснить, как правильно использовать газобетон. Ведь если все делать грамотно, то получается колоссальная экономия при отделке". <BR><BR>Ирина Белинская: "Очень важно внедрять продукцию через строителей".<BR><BR>Лев Каплан: "Через проекты! Новые материалы и технологии сперва закладывают в проект. Лишь потом приходит очередь строителей..."<BR><BR>Михаил Чиженок: "Очень большая проблема - как научить проектировщиков. Не всегда информация доходит до них, не всегда они хотят учиться. Ведь на уровне любой проектной процедуры проектировщик должен считать - какой материал даст экономию при строительстве, при эксплуатации". <BR><BR>Ирина Белинская: Действительно, все начинается с архитекторов. Проектировщик начинать должен со СниПов и ГОСТов, а потом брать в руки каталог современных строительных материалов и думать..." <BR><BR>Круглый стол провел Александр Григорьев.