Лесному экспорту мешают лесные тропы

Объем легального экспорта леса за рубеж неуклонно снижается. Основные причины - контрабанда, непрофессионализм, мировая конъюнктура.

<BR>Объем легального экспорта леса за рубеж неуклонно снижается. Основные причины - контрабанда, непрофессионализм, мировая конъюнктура.<BR>"В России нормального рынка леса еще долго не будет, - уверен директор по коммерческой работе ОАО "Петролеспорт" Юрий Архипов. - Если говорить о нашем порте, то он стабильно теряет объемы перевалки своего основного товара - пиломатериалов. И наращивает объемы контейнерных грузов. Вопрос не в том, умеем мы продавать лес или нет. Вопрос в том, что основная масса наших продавцов не соответствует мировым стандартам, а покупателей прессует таможня".<BR><BR><B>Внутри и снаружи</B><BR>Уменьшение объемов экспорта леса вызвано несколькими причинами. Во-первых, изменилась мировая конъюнктура. Страны, традиционно являющиеся импортерами леса, к примеру Великобритания и Германия, переходят на самообеспечение, и объем покупок неуклонно снижается. Кроме того, если раньше товар брали крупными партиями, то сегодня объемы мельчают. "Клиенты предпочитают работать с минимальными объемами, а мы не можем отправлять по 500 кубов, необходимо набрать полный пароход, но в последние годы тоннаж стал стареть и увеличиваться", - говорит Юрий Архипов. Импортер сегодня меньше смотрит и на качество леса, его больше интересует товарный вид. Российские экспортеры работают, зачастую не задумываясь о том, как смотрится их товар. <BR>Еще одна проблема - непрофессионализм. По мнению портовиков, среди российских экспортеров осталось всего четыре-пять профессионалов. Остальные - посредники, которые понятия не имеют, как надо работать с лесом, или леспромхозы, просто не знающие, что же это такое - экспортные стандарты.<BR>"И все же одна из основных причин сокращения экспорта - это таможенное законодательство, - уверен Юрий Архипов. - В последние годы наметилась тенденция ухода перевалки леса от нас в Прибалтику. Мы специально выясняли, в чем причина. И установили: в проблемах, которые испытывает наш клиент на таможне. Пройдя хотя бы однажды муки ада российского таможенного оформления, клиент решает, что проще работать с Прибалтийскими или Скандинавскими странами". <BR><BR><B>Таможни конкурируют </B><BR>"Балтийская таможня пытается создать экспортерам и импортерам максимально удобные условия для вывоза леса, - уверен начальник таможенного поста "Гутуевский" Андрей Кислов. - Сейчас мы ввели временную таможенную декларацию. За счет этого мы пытаемся притянуть к нашему посту экспортеров. Это вполне естественно: каждая таможня старается создать максимально удобные условия для оформления грузов у себя". Однако многие участники ВЭД, прописанные в других регионах России, не спешат оформляться на Балтийской таможне. Это происходит из-за ограничений, вводимых исполнительной властью и внутренними таможнями на местах. А в лесном экспорте - и из-за таможенных дыр на карело-финляндской границе.<BR><BR><B>Лесные тропы</B><BR>Сегодня ситуация с экспортом леса из Северо-Западного региона России достаточно комична. В Петербурге есть порт, специализирующийся на перевалке лесных грузов, полностью прозрачный для таможни. Есть приказ ГТК о 100%-ном досмотре (в идеале проверяется каждое бревно и лист фанеры). И есть 15 упрощенных пунктов пропуска в Карелии, как говорят таможенники, "менее подконтрольных". <BR>В середине декабря прошлого года в СЗТУ было проведено оперативное совещание, на котором главным пунктом повестки дня был вопрос контроля за экспортируемыми через карельские пункты пропуска лесоматериалами. Один из таможенников признал: "По большому счету, экспорт леса может быть интересен где-то на лесных тропах. Все тропы перекрыть сложно. Лес везут прямо из леспромхозов в Финляндию. Какой леспромхоз, такой и таможенный пост. У нас хоть коммуникации есть, а там - три таможенника на пять троп. Правда, нам обещают, что пограничники помогут".(В.Р.)