МЕТРО УЕЗЖАЕТ В ЧАСТНЫЕ РУКИ

Петербургская администрация вынуждена совместно с ОАО "Метрострой", государственным предприятием пассажирского транспорта "Петербургский метрополитен" и ОАО "Промышленно-строительный банк" искать способы погашения взятого в 1998 году метростроителями кред

<BR><BR>Петербургская администрация вынуждена совместно с ОАО "Метрострой", государственным предприятием пассажирского транспорта "Петербургский метрополитен" и ОАО "Промышленно-строительный банк" искать способы погашения взятого в 1998 году метростроителями кредита в $31,2 млн. <BR>Особую пикантность ситуации придает то, что взят был кредит под залог подвижного состава, то есть вагонов электропоездов, курсирующих между станциями метро.<BR>Проблема в том, что Петербург хочет строить метро, но не имеет на это денег: федеральное финансирование год от года снижалось, пока практически не иссякло; городской же бюджет не в состоянии вытянуть подобные расходы. <BR>Так что, похоже, недавнее подорожание проезда в метро станет не последним: чтобы обеспечить обещанный ввод станций и, главное, восстановить к 2000 году движение на участке "Лесная"- "Площадь Мужества", городской администрации придется пойти на непопулярные решения.<BR><BR><B>Бюджет подвел</B><BR>В 1998 году перед метростроителями была поставлена задача - сдать участок "Крестовский остров"-"Старая деревня". Как обычно, финансирование из федерального бюджета задерживалось.<BR>В итоге "Метрострой" (21% акций которого находится в федеральной собственности) взял кредит в ПСБ - около 200 млн рублей. Однако почти сразу начала расти ставка рефинансирования, и "Метрострой", согласовав вопрос с городом, перевел кредит в валюту.<BR>После 17 августа "Метрострой" кредит обратно в рубли не перевел и вошел в кризис с заемными средствами в $31,2 млн - под залог 594 вагонов метро (всего в обращении в Петербургском метрополитене находится 1361 вагон). Как объяснили "ДП" в КУГИ, передача в залог движимого имущества не требует специального согласования.<BR>"Предполагалось, что кредит будет гаситься из средств федерального бюджета. Более того, ПСБ обещал способствовать в получении этих средств", - заявили "ДП" в Комитете по транспорту администрации Петербурга.<BR>Однако по итогам прошлого года из 394 млн рублей, предусмотренных федеральным бюджетом на метростроение в Петербурге (без учета финансирования "размыва"), в город реально поступило лишь 92,6 млн рублей.<BR><BR><B>Банк ждет </B><BR>Первоначально кредит должен был быть погашен 26 декабря 1996 года. Сейчас он пролонгирован на 7 месяцев. По словам представителей ПСБ, вопрос об этом кредите рассматривается в контексте формирующейся сейчас программы развития метростроения в Петербурге (в данной программе предполагается участие и других коммерческих банков).<BR>Скорее всего, кредит будет реструктуризирован. Однако, пока он не погашен, около 44% вагонов метро находится в залоге у ПСБ. Впрочем, представители банка не считают этот факт достойным особого внимания, подчеркивая, что речь идет об обычном залоге, который требуется при предоставлении любого кредита.<BR>В здравомыслии руководства ПСБ (по отношению к залогу) убежден и вице-губернатор Петербурга Юрий Антонов. "Я уверен, что банк проявит терпение и будет искать с городской администрацией выход из ситуации", - заявил он корреспонденту "ДП".<BR>По словам Юрия Антонова, выход, скорее всего, будет такой: покрытие убытков по данному кредиту из городского бюджета.<BR>"Поскольку изначально кредит был взят в рублях, то, когда "Метрострой" к концу первого полугодия выполнил финансируемые из этих средств работы, он закрыл акты в рублях. Скачок доллара привел к тому, что рублевый эквивалент кредита не может быть закрыт выполненными работами, если только не заниматься приписками. Мы решили, что будем выходить в Законодательное собрание с поправкой о внесении в бюджет 400 млн рублей на погашение убытков, связанных с кризисом. Скорее всего, это будет бюджет 1999 года. Или половину - в бюджет-98, остальное - в бюджет-99", - комментирует вице-губернатор.<BR><BR><B>Метро требует денег</B><BR>Между тем городу придется еще не раз обращаться к услугам банков для финансирования метростроения.<BR>С федеральным бюджетом дело обстоит совсем плохо: после второго чтения в нем появилась лишь строка по финансированию метростроения, однако сумма против нее проставлена не была. "Есть надежда, что мы все-таки получим порядка 300-400 млн рублей", - высказал предположение накануне третьего чтения Юрий Антонов.<BR>В городском бюджете деньги выделены - но только на работы в зоне "размыва".<BR>Однако, как сообщил "ДП" начальник дирекции строящегося метрополитена, заместитель начальника ГП "Петербургский метрополитен" Олег Арефьев, минимальное финансирование метростроения (без учета зоны "Лесная"-"Площадь Мужества") на 1999 год - 202 млн рублей. Если же вспомнить о необходимости возврата существующих долгов и о погашении убытков, речь пойдет уже об 1 млрд 71 млн рублей.<BR>"Даже если вообще ничего не строить, необходимо не менее 47 млн рублей в год, чтобы поддерживать в безопасном состоянии уже построенные объекты", - говорит Олег Арефьев.<BR><BR><B>"Размыв" пока отстает</B><BR>Но главная задача городских властей - восстановление движения на участке "Лесная"-"Площадь Мужества".<BR>"Мы должны пустить движение в одну ветку к лету 2000 года. Поезда будут ходить по одному тоннелю через определенные интервалы - порядка 12-14 поездов в час в каждом направлении", - объясняет Юрий Антонов. <BR>Однако проект восстановления движения оценивается в $187,5 млн. Откуда их взять - ясности пока нет. В прошлом году городской бюджет выделил на это 144,8 млн рублей, федеральный - 52,4 млн (из обещанных 300 млн рублей).<BR>В нынешнем году в городском бюджете, по словам Юрия Антонова, предусмотрено в общей сложности около 800 млн рублей. Но основные деньги все-таки придется брать взаймы. "Мы рассчитываем получить $35 млн из российско-итальянской кредитной линии. Эти деньги предназначены только для закупки оборудования", - заявляет Юрий Антонов. Если будут эти $35 млн, появляется шанс получить еще $30 млн у пула итальянских банков. <BR>Но этого тоже не хватит. Поэтому будут еще кредиты, в том числе и "местные". Ведь кроме обеспечения финансирования работ в зоне "Размыв" необходимо изыскивать деньги на строительство новых станций.