00:0011 января 199900:00
14просмотров
00:0011 января 1999
Обострение системного кризиса в августе 1998 года так или иначе затронуло всех.
<BR>Обострение системного кризиса в августе 1998 года так или иначе затронуло всех.<BR>Многие организации прекратили свое существование, многие тяжело "заболели", многие продолжили свое развитие. Оказавшиеся во второй и третьей группе снова и снова, а порой и впервые задумались над тем, как действовать, чтобы выстоять и быть успешными впредь. В настоящее время многие из тех фирм, которые не смогут создать систему стратегической ориентации, направленную на определение и развитие долгосрочных перспектив развития компании, будут вынуждены сойти со сцены.<BR>Основной вклад в реальный переход организации на стратегическое управление вносят топ-менеджеры. От того, какого уровня цели ставят руководители, что для них является значимым, зависит будущее организации. Во время кризиса обострился процесс расслоения тех, кто управляет сейчас российскими компаниями. Само по себе предпринимательство не имеет вектора общественной значимости бизнеса, а стратегичность управления обладает этим вектором: те, кто замыкает интересы на внутренней среде организации или на собственной выгоде, не имеют перспективы.<BR><BR><B>Семь стратегий</B><BR>Пристальное рассмотрение историй выживших и продолжающих свое развитие организаций показывает, что в большинстве случаев сохранение и упрочение положения определялись фактором производства и фактором стратегического управления. <BR>В принятой в Институте тренинга метафоре стратегического управления выделяются семь стратегий. Три стратегии: продукта, продвижения продукта и персонала - относятся к базовым, фундаментальным. Четыре стратегии: ресурсов, конкуренции, качества и системы - являются сквозными, пронизывающими как друг друга, так и три базовые стратегии. Каждая из стратегий, в свою очередь, включает ряд политик. Например, стратегия продвижения продукта включает маркетинг, рекламу, управление сбытом, транспортную и складскую логистику. <BR>Сущность стратегического управления можно описать с помощью следующих признаков:<BR>1. Организация обладает отчетливо сформулированными целями по всем стратегиям, в идеале - по всем политикам каждой из стратегий.<BR>2. Достижение поставленных целей предполагается на пределе достоверности прогноза (в настоящее время в РФ - 1,5-3 года).<BR>3. По каждой из сформулированных целей происходит ритмичное расходование ресурсов - финансовых, временных, материальных.<BR>При этом не стоит рассчитывать на то, что переход на стратегическое управление принесет ощутимые плоды раньше, чем через год-два.<BR><B>Личная ответственность</B><BR>Стратегичность той или иной организации жестко увязана с ее философией, ценностями и установками ее владельцев. Стратегическое управление возможно только при вовлечении в этот процесс всех сотрудников организации: от владельцев до каждого исполнителя. Отсутствие представлений на исполнительском уровне о будущем компании неизбежно тормозит ее развитие. В нашем опыте встречались организации, в которых на первых этапах реализации проекта "Философия и стратегия организации" среди ответов на вопрос "Какой будет Ваша компания в 2004 году?" встречались варианты: "Об этом надо спросить у руководства", "Это не мое дело". Совсем уж неблагоприятна ситуация в одной компании, где 55% сотрудников не знали, какой будет компания через 5 лет.<BR>Сложности в управлении подстерегают при реализации всех стратегий, но прежде всего это относится к стратегии продукта. Концентрация бизнеса на перепродаже фатальна: рано или поздно данный бизнес исчезнет.<BR><BR><B>Стратегия продукта</B><BR>Стратегия продвижения продукта реализуется по-разному - в зависимости от того, что именно предлагает организация внешней среде. Для успеха этой стратегии кроме качественного продукта необходим и высокий уровень профессионализма тех, кто реализует в организации каждую из политик стратегии продвижения продукта. <BR>Постоянное наращивание компетентности персонала обеспечивает конкурентоспособность компании. Пока не все менеджеры осознают, что ошибки на этапе найма являются одними из самых дорогостоящих.<BR>В стратегии подбора персонала, пожалуй, сохраняется наибольший удельный вес стихийности. Найти в старших классах несколько способных учеников и начать курировать их обучение и развитие так, чтобы через 7-8 лет фирма получила хорошо подготовленных, уже пропитанных духом компании специалистов, - такой стратегический шаг пока еще редкость.