Госналогслужба знает, как подправить налоговую систему

Госналогслужба разработала пакет законопроектов, реализующих неотложные меры по совершенствованию налогового законодательства, одобренный Правительством РФ.

<BR>Госналогслужба разработала пакет законопроектов, реализующих неотложные меры по совершенствованию налогового законодательства, одобренный Правительством РФ.<BR>В обосновании налоговики указывают, что поступления в бюджет находятся на критическом уровне независимо от конструкции налоговой системы и размера ставок налогов, то есть любые предложения по увеличению поступлений в бюджет за счет увеличения ставок налогов абсолютно бесперспективны.<BR>Основные параметры предлагаемых налоговиками мер:<BR>- повышение роли налогов как основного источника государственных финансовых ресурсов;<BR>- размер и соотношение налогового бремени на физических и юридических лиц, имея в виду перенос налогового бремени с производителя на потребителя;<BR>- снижение налогового бремени отечественных товаропроизводителей с целью усиления их конкурентоспособности и создания экономических предпосылок для увеличения ВВП;<BR>- упрощение налоговой системы;<BR>- повышение собираемости налогов и сборов;<BR>- сокращение использования бартера и денежных суррогатов с одновременным расширением налогооблагаемой базы и усилением контроля за поступлением налогов и сборов;<BR>- формирование единого управляющего центра по проведению государственной политики в области контроля за поступлением налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды.<BR>Часть законопроектов, разработанных налоговиками, Госдума уже рассмотрела на прошлой неделе и приняла в первом чтении. <BR><B>Перечень разработанных Госналогслужбой законопроектов</B><BR>1. "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР"<BR>Направлен на повышение эффективности работы налоговых органов, устранение противоречий действующего налогового законодательства и Конституции РФ.<BR>2. "О внесении изменения и дополнения в законодательные акты о закрытых административно-территориальных образованиях"<BR>Предусматривает рост объема налоговых поступлений в бюджеты различных уровней за счет урегулирования порядка предоставления дополнительных налоговых льгот, разрешает проблемы финансирования предприятий, находящихся и работающих на территории ЗАТО.<BR>3. "О внесении дополнений в ст. 83 части первой Налогового кодекса РФ", "О внесении дополнения в ст. 4 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ"<BR>Реализует введение государственной монополии на производство и оборот этилового спирта, ужесточает государственный контроль за реализацией всех видов водки, ликероводочных изделий и винных напитков, увеличивает приток дополнительных финансовых средств в бюджеты различных уровней, нормализует и облегчает деятельность контролирующих и правоохранительных органов по наведению порядка в этой сфере деятельности.<BR>4. "О внесении изменений в ст. 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ"<BR>Обеспечивает компенсацию потерь доходов региональных бюджетов от снижения налогов в реальном секторе экономики (за счет существенного понижения ставок по основным регулирующим федеральным налогам (НДС, прибыль) и переноса основной тяжести налоговой нагрузки с реального сектора экономики в сектор потребления) введением повышенной ставки регионального налога с продаж на подакцизные товары.<BR>В целях компенсации выпадающих доходов территориальных бюджетов необходимо произвести изменение ставки налога с продаж, определив установление этой ставки на подакцизные товары в размере до 10%, а на остальные товары (работы, услуги) в размере до 5%.<BR>5. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О дорожных фондах в РФ"<BR>Устанавливает подекадные сроки уплаты налогов на реализацию ГСМ и на пользователей автомобильных дорог, обеспечивает ритмичное поступление платежей в дорожные фонды и устраняет возможности уклонения от их уплаты.<BR>Уточняет порядок исчисления облагаемой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог для предприятий заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.<BR>6. "О внесении дополнения в федеральный Закон "О плате за пользование водными объектами"<BR>Обеспечивает безусловное выполнение поступлений по налогу за пользование водными объектами, предусмотренных в расчетах федеральных бюджетных назначений на текущий год.<BR>7. "О внесении изменений в Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций"<BR>Снижает налоговое бремя товаропроизводителей, расширяет налогооблагаемую базу. Ставка налога на прибыль снижается с 35 до 30%, в том числе в федеральный бюджет - с 13 до 11%.<BR>В целях стимулирования развития производства ограничения по льготам на капитальные вложения при развитии собственной производственной базы предложено снять. Освобождаются от налога на прибыль средства, полученные предприятиями от иностранных инвесторов на расширение производства. Прекращение предоставления экономически и социально неоправданных льгот.<BR>8. "О внесении изменений и дополнений в федеральный Закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"<BR>Распространяет область применения единого налога на вмененный доход на деятельность, связанную с оказанием на коммерческой основе услуг (маршрутные такси, розничная торговля горюче-смазочными материалами, "челноки") и увеличивает налоговые поступления в региональные бюджеты, а также позволяет легализовать теневую экономику.<BR>9. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"<BR>Обеспечивает своевременную уплату налоговых и иных обязательных платежей в бюджетную систему России за счет предоставления налоговым органам права обращать взыскание задолженности по платежам в федеральный бюджет, числящейся за дочерними предприятиями более 3 месяцев, на головные АО (холдинги, компании).<BR>10. "О внесении дополнений в ст. 26 федерального Закона "О банках и банковской деятельности"<BR>Повышает уровень контрольной работы и ведет к значительному сокращению фактов сокрытия гражданами полученных доходов за счет наделения налоговых органов правом получения справок по счетам физических лиц наряду с судами и органами предварительного следствия.<BR>11. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле..."<BR>Наделяет Госналогслужбу России статусом органа валютного контроля в пределах установленной компетенции, а государственные налоговые инспекции - статусом агента валютного контроля, подотчетного Госналогслужбе России.<BR>В настоящее время органы Госналогслужбы России, имея значительную численность и разветвленную структуру, лишены возможности вести контроль за участниками внешнеэкономической деятельности на всей территории России, а также применять санкции к нарушителям валютного законодательства, в том числе и по фактам, установленным по результатам налоговых проверок.<BR>12. "О внесении изменений в Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость" <BR>Предусматривается установление основной ставки налога в размере 15% (вместо 20%), перевод всех плательщиков на подекадную уплату налога, определение налоговой базы предприятий розничной торговли по общему принципу, возмещение организациям-застройщикам сумм НДС, уплаченных по объектам капитального строительства, введение ставки 10% по строительству жилья, финансируемому из бюджета и целевых бюджетных фондов, и другое, что реально ослабит налоговую нагрузку на предприятия, расширит базу налога на предприятиях розничной торговли, упорядочит льготы, будет стимулировать инвестиции в реальный сектор экономики.<BR>13. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О подоходном налоге с физических лиц"<BR>Проект федерального закона имеет целью снижение и перераспределение налогового бремени в отношении физических лиц при существенном расширении налогооблагаемой базы при введении двух таблиц подоходного налога к доходам от первичной и вторичной занятости.<BR>В качестве социальной гарантии предлагается вывести из-под налогообложения различные размеры кратностей минимальной месячной оплаты труда для разных социальных групп населения: 20 МРОТ - для чернобыльцев; от 2 до 5 МРОТ - для других категорий физических лиц. Необлагаемый минимум дохода будет рассчитываться единообразно для всех категорий налогоплательщиков и зависеть от размера минимальной месячной оплаты труда и ее изменения.<BR>Предлагается сократить количество льгот и вычетов, в связи с чем расширяется налогооблагаемая база.<BR>Вводится более мягкая шкала подоходного налога с фиксированным 3%-ным отчислением в федеральный бюджет, с делением на две шкалы ставок в зависимости от первичной и вторичной занятости, расширяется налогооблагаемая база, сокращаются неоправданные льготы и вычеты, что позволит ослабить налоговую нагрузку на менее обеспеченные слои населения (по месту основной работы минимальная ставка налога - 9% с дохода за год, превышающего 60 тыс. руб.).<BR>14. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка погашения задолженности в форме части добытых драгоценных металлов...."<BR>Внесение в бюджет платежей за добычу драгоценных металлов в форме части объема добытых драгоценных металлов позволит ликвидировать задолженность по налоговым платежам, а также в установленный срок уплачивать текущие платежи.<BR>15. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О налоге на имущество физических лиц"<BR>Предполагается увеличить ставку налога до 0,5% от инвентаризационной или рыночной оценки по усмотрению органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ, привлечение к налогообложению объектов незавершенного строительства и введение необлагаемого минимума стоимости имущества, исходя из площади жилья в пределах социальной нормы на каждого члена семьи, что создаст равные условия для всех налогоплательщиков и позволит увеличить доходную часть местных бюджетов.<BR>16. "О внесении изменений и дополнений в федеральный Закон "Об акцизах"<BR>Изменение ставок акцизов и механизма их взимания на подакцизные товары (кроме нефти и природного газа) позволит повысить поступления налоговых платежей в бюджет, а в части снижения акциза на спирт позволит повысить конкурентоспособность отечественных предприятий, производящих спирт.<BR>17. "О внесении дополнений в Уголовный кодекс РФ"<BR>Вносятся статьи, предусматривающие уголовную ответственность за нарушения в сфере производства и оборота алкогольной продукции и правил торговли, что позволит активизировать борьбу с преступлениями в данной сфере, восстановить понесенные государством убытки, исключить двоякое толкование уголовного закона, а также защитить жизнь и здоровье граждан.<BR>18. "О введении моратория на лицензирование производства этилового спирта и отдельных наименований алкогольной продукции"<BR>Приостанавливает выдачу новых лицензий на производство этилового спирта и иных ликероводочных изделий, обеспечивает постепенный переход к обеспечению государственной монополии на производство указанных видов продукции.<BR>19. "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах"<BR>Вносит изменения и дополнения в законы РФ "О налоге на прибыль..." и "О налоге на добавленную стоимость", где предусматривается упорядочение налогообложения иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в РФ, установление общего порядка исчисления и уплаты налогов для российских налогоплательщиков и иностранных юридических лиц. Это позволит сократить потери федерального бюджета.<BR>20. "О взносах в государственные социальные внебюджетные фонды" <BR>Позволит наиболее эффективно проводить работу по мобилизации средств, предназначенных на финансирование мероприятий по государственному социальному и обязательному медицинскому страхованию, а также увеличит поступление средств в государственные социальные внебюджетные фонды.(ДП)