Успешные марки хотят пустить по рукам

Петербургская администрация решила нести идеи франчайзинга в широкие предпринимательские массы. В связи с этим в скором времени должен быть проведен конкурс среди новых франчайзинговых сетей.

<BR><BR>Петербургская администрация решила нести идеи франчайзинга в широкие предпринимательские массы. В связи с этим в скором времени должен быть проведен конкурс среди новых франчайзинговых сетей.<BR>Победитель сможет рассчитывать на финансовую помощь (около $13 тысяч), а также информационную и организационную поддержку городских властей.<BR><BR><B>Непонятное слово</B><BR>В процессе подготовки данного материала корреспондент "ДП" столкнулся с тем, что термин "франчайзинг" еще не вошел в активный словарный запас многих предпринимателей.<BR>Официальное определение звучит так: франчайзинг - форма продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания предоставляет индивидуальному предпринимателю или группе предпринимателей лицензию (франшизу) на производство продукции, на торговлю товарами или на предоставление услуг под торговой маркой данной компании на ограниченной территории на срок и условиях, определенных договором (источник - Фонд развития науки, техники и франчайзинга).<BR>Американские экономисты прогнозируют, что в США в начале следующего столетия каждое второе предприятие малого бизнеса будет работать по договору франчайзинга. У петербургской администрации задачи скромнее. "Мы хотим провести конкурсный отбор среди местных франчайзинговых проектов. Если получится, дальше наше вмешательство уже не потребуется", - говорит Константин Ескин, начальник управления координации предпринимательства и инноваций Комитета экономики и промышленной политики администрации Петербурга.<BR><BR><B>Без энтузиазма</B><BR>"Невозможно точно сказать, сколько работает франчайзинговых сетей в Петербурге: со стороны не определить, франчайзинг это или просто корпоративная сеть", - заявляет руководитель Фонда развития науки, техники и франчайзинга, генеральный директор ЗАО "РТ-Лизинг" Сергей Силинг. Он перечисляет известные франчайзинговые сети петербургского происхождения: "Золотой цыпленок", "Русская трапеза"... Плюс иностранные: "Пицца-Хат", "Кэрролс", "Баскин-Роббинс", "Макдоналдс". Всего в России, по очень приблизительным оценкам, работают более 200 франчайзинговых фирм.<BR>"Интерес к франчайзингу есть. Нет предложений от фирм-франчайзеров", - обозначает проблему Сергей Силинг. <BR>По его словам, чтобы "вписаться" в западную схему, предприятию необходимо иметь капитал в сотни миллионов долларов (по информации "ДП", затраты на открытие кафе типа "Макдоналдса" - около $800 тысяч). <BR>Стать участником российской схемы дешевле (речь идет уже о десятках тысяч долларов). Однако российские фирмы, которым были сделаны предложения о разработке франчайзинговых проектов, особого энтузиазма не проявили.<BR>"Если фирма успешная, она не хочет оплачивать подобные разработки. Объяснение простое - от добра добра не ищут. Если же компания готова финансировать подобную работу, сама обращается с такими предложениями, чаще всего она имеет какие-то проблемы в развитии своего бизнеса. Франчайзинг - это не лекарство. Через франчайзинговые схемы можно тиражировать только успешный бизнес", - уверяет Сергей Силинг.<BR><BR><B>Ищут достойного</B><BR>В наиболее успешных - с точки зрения франчайзинговых перспектив - областях (быстрое питание, химчистки-прачечные, аренда легковых автомобилей) будет проведен конкурс проектов. Компания-победитель получит деньги (около $13 тысяч), достаточные для создания как минимум одного предприятия-франшизополучателя. С помощью администрации будут проведены маркетинговые исследования, проведена регистрация торгового знака.<BR>На случай, если достойных не окажется, у фонда есть собственный проект. Как удалось выяснить "ДП", он касается создания в Петербурге новой сети предприятий общественного питания, ориентированных на русскую кухню типа московских "Русское бистро".<BR>На принципах франчайзинга пытается работать ООО "Золотой цыпленок". По словам технического консультанта "Золотого цыпленка" Алексея Рощина, стоимость открытия каждой новой точки - от $20 тысяч до $80 тысяч. За пользование торговой маркой участники сети платят 2-5% от валовой выручки. "По сравнению с другими, западными компаниями мы предлагаем более гибкие, льготные схемы", - уверяет Алексей Рощин.<BR><BR>"Наша марка"<BR>Константин Ескин убежден, что франчайзинг мог бы оказаться весьма привлекателен для петербургских предприятий пищевой промышленности, имеющих "раскрученную" торговую марку, - в плане развития сети фирменной торговли.<BR>В то же время в отделе фирменной торговли ОАО "Петмол" корреспонденту "ДП" сообщили, что подобные идеи сегодня неактуальны: "Сегодня "Петмол" сам занимается своими магазинами. Пока их шесть, сеть фирменной торговли будет развиваться и дальше. Что касается возможного франчайзинга - это будет определять руководство".<BR>Накануне кризиса около 40 фирм из США прислали свои предложения о создании в Петербурге франчайзинговых схем. Однако, по словам Константина Ескина, интереса эти предложения не вызвали: "Сами марки были, во-первых, на нашем рынке неизвестны. А во-вторых, во всех случаях требовались очень значительные вложения".