ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

В России всегда любили страшные истории, и только отсутствие времени, вероятно, мешает нам быть "впереди планеты всей" в области киноужасов. Последняя угроза - будет включен печатный станок.

<BR>В России всегда любили страшные истории, и только отсутствие времени, вероятно, мешает нам быть "впереди планеты всей" в области киноужасов. Последняя угроза - будет включен печатный станок.<BR>Я бы хотел поговорить о том, каково сейчас этому самому "печатному станку", под которым я понимаю не только Пермскую фабрику Гознак, но и вообще полиграфическую отрасль. Отрасль, обеспечивающую нас не только денежными знаками, но и газетами, книгами, журналами и разной другой продукцией вроде этикеток, рекламных листовок, избирательных бюллетеней и т.д.<BR>Кризис ударил по ней так же, как и по любой другой отрасли, целиком основывающей свои технологические процессы на импортных материалах и оборудовании. Удивительно, но как только доллар начал свои "американские горки", поставщики материалов отреагировали на его "кульбиты" прекращением отгрузок или значительным завышением курса. Были дни, когда в Петербурге было невозможно купить бумагу! Шаг назад - к черно-белым изданиям на низкокачественной бумаге отечественного производства, как показал этот кризис, на удивление легок. Намного легче, чем путь к цвету, усеянный шипами довольно сложных технологий.<BR>Тем не менее хоронить отечественную полиграфию не стоит. По ответам руководителей некоторых издательств, рекламных агентств и типографий, объем заказов или не снизился вообще, или снизился на 10%. Оказались отложенными лишь малорентабельные договоры.<BR>Предпосылок для снижения объемов печати действительно немного. Издание книг и журналов - довольно инерционный процесс, поэтому снижение покупательской способности населения на этой отрасли скажется только через некоторое время. Но заказы, составляющие основную массу высокодоходных типографских работ, - печать этикеток на продовольственные товары, особенно на бутылки, остаются востребованными. Спад, вероятно, может быть обусловлен только снижением интенсивности на рекламном рынке.<BR>Хуже другое: полиграфическое оборудование относится к чрезвычайно дорогостоящим видам товара - от сотен тысяч до миллионов долларов. Рассчитывать, что западные производители, согласно письму ЦБ РФ N№55 от 01.09.98, будут отгружать его без предоплаты, значит обманывать самих себя. То же самое можно сказать о расходных материалах, которые поставляются по линиям товарного кредита. Условия товарного кредита, которые имеют поставщики, ранее транслировались и на их отношения с конечными пользователями. Как правило, между типографиями и поставщиками материалов довольно быстро устанавливаются долгосрочные отношения, позволяющие отпускать товар без предоплаты. В этом был один из залогов, в частности, бесперебойного выхода газет в СПб. А рынок только материалов для офсетной - самой распространенной - печати только в СПб ориентировочно может быть оценен в $800-900 тыс. в год.<BR>Россия, к сожалению, не может предложить альтернативы импортным материалам и оборудованию. Поэтому, вероятно, ближайшее время для полиграфистов станет временем мучительных поисков материалов, неприятных разбирательств с заказчиками по поводу качества, сроков и никому не нужных технологических опытов при переходе с одних материалов на другие. <BR>Будет нелишним, вероятно, если свою точку зрения на сложившуюся ситуацию выскажут и Комитет по печати мэрии, и ассоциация полиграфистов, и сами полиграфисты, и те, кто поставляет им оборудование и материалы. При этом следует помнить, что развитая свободная полиграфия - это одна из основ свободного общества вообще. А для Петербурга, в котором только-только стал уменьшаться поток денег за полиграфические работы, утекающий в соседние страны, - это вопрос и сохранения средств в регионе.<BR><BR>Сергей Чефранов, директор филиала "Гейдельбергер-СНГ Санкт-Петербург"