АУДИТ: ВОПРОС - ОТВЕТ

В "ДП" №91/97 в рубрике "Аудит: вопрос-ответ" описывался порядок предъявления к зачету суммы НДС, уплаченной таможенным органам по режиму временного ввоза арендованных транспортных средств. По мнению специалистов фирмы "Аудит-Эврика", порядок был описан н

<BR>В "ДП" №91/97 в рубрике "Аудит: вопрос-ответ" описывался порядок предъявления к зачету суммы НДС, уплаченной таможенным органам по режиму временного ввоза арендованных транспортных средств. По мнению специалистов фирмы "Аудит-Эврика", порядок был описан не совсем точно. На основании своего аудиторского опыта они подготовили комментарий по вопросу предъявления бюджету суммы НДС. <BR>- Порядок исчисления налога на добавленную стоимость определен Инструкцией Госналогслужбы РФ №39 пп.19.<BR>Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары, работы, услуги, и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), стоимость которых относится на издержки обращения.<BR>Порядок временного ввоза товаров на территорию Российской Федерации определен Таможенным кодексом России от 18.06.93 пп. 62.<BR>Временный ввоз - таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной территории РФ или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики. Временно ввозимые товары подлежат возврату в неизменном виде, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли.<BR>Согласно пп. 72, при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный месяц уплачивается 3% от суммы, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения. Согласно Инструкции ГТК РФ и Госналогслужбы РФ от 30.01.93 №01-28/741,16 пп. 30, 31, 32, определен порядок возврата уплаченных сумм НДС.<BR>Таможенные органы производят возврат уплаченных или взысканных сумм НДС и акцизов в следующих случаях:<BR>- неправильного исчисления сумм налога или акцизов, в том числе в связи с корректировкой таможенной стоимости;<BR>- взысканных ранее таможенными органами сумм НДС и акцизов, в соответствии с таможенным режимом.<BR>Правомочное лицо может обратиться с требованием возврата сумм излишне уплаченных или взысканных НДС и акцизов, в том числе в связи с корректировкой таможенной стоимости, в течение года с момента уплаты или взыскания платежей.<BR>Возврат сумм налога на добавленную стоимость и акцизов, ранее уплаченных налоговым органам, производится этими налоговыми органами по подтверждению таможенных органов. Для возврата сумм налога на добавленную стоимость и акцизов необходимо предъявление таможенным органам следующих документов:<BR>- заявление плательщика о возврате уплаченных или взысканных сумм НДС и акцизов;<BR>- заполненной грузовой таможенной декларации, в соответствии с которой исчислялись и взимались платежи;<BR>- платежного поручения на оплату причитающихся сумм НДС и акцизов с отметкой банка о принятии к оплате, подтверждающей произведенный платеж;<BR>- товаросопроводительных документов с отметкой пограничной таможни о фактическом пересечении границы.<BR>Согласно Письму Госналогслужбы РФ от 18 ноября 1996 г. №06-1-14/31-1019 "О порядке принятия к зачету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных таможенным органам по ввозимым на территорию РФ товарам", по ввозимым в Россию в режиме выпуска в свободное обращение налогооблагаемым товарам НДС на всех стадиях прохождения и реализации товаров исчисляется в порядке, установленном для отечественных товаров.<BR>Вместе с тем НДС, взимаемый при ввозе товаров, уплачивается не поставщикам, а непосредственно таможенным органам отдельно от оплаты самих ввозимых товаров.<BR>Учитывая изложенное, НДС, уплаченный таможенным органам при ввозе на территорию России товаров для продажи, должен приниматься к возмещению (зачету) у налогоплательщика по мере принятия к учету этих товаров, вне зависимости от оплаты иностранным поставщикам и факта реализации.<BR>Из данных положений следует, что предъявление НДС по транспортным средствам в режиме временного ввоза возможно только после пересечения этим транспортным средством государственной границы в обратном направлении.<BR><BR>Организация размещает рекламу своих товаров на территории Финляндии, прибегнув к услугам финляндской фирмы, не имеющей постоянного представительства в РФ. Общая стоимость услуг по рекламе составляет $2000. Каков порядок отражения операций на счетах бухгалтерского учета?<BR>- В соответствии с п. 3.1-3.3 Приказа МФ РФ №50 от 13.06.95, эти хозяйственные операции следует отражать в валюте контракта и в рублях по курсу ЦБ РФ для этой иностранной валюты на дату совершения операции. В Приложении к названному Положению датой совершения операции по импорту услуг считается дата фактического потребления иностранной услуги. На эту дату следует отражать стоимость услуг по рекламе по дебету счетов учета затрат (20, 26, 44, 43) в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (об этом же идет речь в Постановлении Правительства РФ от 05.08.92 №552 с последующими изменениями, п. 12). В случае превышения фактических затрат на рекламу, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), над установленным нормативом следует откорректировать налогооблагаемую прибыль при составлении Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли" (п. 4.1).<BR>Рекламные услуги инофирма оказывает российской организации, поэтому местом реализации этих услуг является территория РФ (в соответствии с п. 9 Инструкции ГНС №39 от 11.10.95, местом реализации рекламных услуг является место экономической деятельности покупателя услуг), то есть они подлежат обложению НДС. Поскольку в рассматриваемой ситуации иностранное юридическое лицо не состоит на учете в российском налоговом органе, НДС уплачивается в бюджет в полном размере российским предприятием за счет средств, перечисляемых иностранному предприятию или другим лицам, указанным этим иностранным предприятием (п. 21 Инструкции №39). Таким образом, удержание НДС из средств, перечисляемых иностранному предприятию, следует производить по мере перечисления выручки иностранному партнеру (включая предоплату) и перечислять его в бюджет по сроку, предусмотренному законодательством для уплаты налога.<BR>По дебету учета затрат будет отражена сумма расходов на рекламу за минусом НДС, который следует отразить по дебету счета 19 "НДС по приобретенным ценностям". Эта же сумма НДС будет также учтена по кредиту счета 68 "Расчеты по НДС за иностранное юридическое лицо" в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".<BR>Если в контракте с иностранным предприятием НДС не указан и не выделен отдельной строкой в расчетных и первичных документах, предъявляемых к оплате иностранным предприятием, предприятие - источник выплаты исчисляет налог с полной суммы выручки, причитающейся иностранному предприятию, применяя расчетную ставку в размере 16,67% (см. об этом Письмо Департамента налоговых реформ МФ РФ от 29.11.97 №04-03-08). В рассматриваемой ситуации эта сумма составляет $333,4 ($2000 х 0,1667). Уплата налога может производиться в валюте контракта и в рублях по курсу ЦБ на дату перечисления налога.<BR>Российское предприятие имеет возможность предъявить НДС, фактически уплаченный в бюджет за счет средств, перечисляемых иностранному покупателю по оказанным услугам, стоимость которых относится на издержки производства и обращения у российского предприятия - источника выплаты (п. 21 Инструкции №39). Предъявление НДС будет отражаться проводкой Д 68 К 19 в сумме, уплаченной в бюджет при перечислении НДС за иностранное юридическое лицо. Курсовые разницы следует выявлять на счетах учета обязательств (61 "Расчеты по авансам выданным", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 68 "Расчеты с бюджетом по НДС за иностранное юридическое лицо" и т.п.) на конец отчетного периода. В зависимости от учетной политики предприятия, курсовые разницы должны отражаться на счете 83 "Доходы будущих периодов" с последующим списанием в конце года на счет 80 "Прибыли и убытки" или непосредственно на счете 80). Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.03.97 №273, отрицательные курсовые разницы включаются в состав внереализационных расходов, а положительные - в состав внереализационных доходов, то есть учитываются при определении налогооблагаемой прибыли (начиная с 21.01.97, согласно Закону №13-ФЗ от 10.01.97).<BR>Подготовлено АКБ "Анимабанк"<BR><BR>В январе 1997 года АО заключило договор со школой на долевое участие в ее содержании. Каков порядок применения льгот по налогам на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и на прибыль?<BR>(В связи с техническими ошибками, допущенными в публикации ответа на этот вопрос в "ДП" №114/97, исправленный ответ публикуется ниже.)<BR>- В соответствии со статьей 9 Закона Петербурга от 23.10.96 №133-46 "О некоторых вопросах налогообложения в 1997-1999 годах", действовавшей до внесения в нее изменений Законом Петербурга от 11.07.97 №130-41, "сумма налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, причитающаяся к уплате, уменьшается на сумму фактически произведенных затрат и расходов предприятий по содержанию, находящихся на их балансе объектов здравоохранения, народного образования, культуры и искусства, физической культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, используемого командами мастеров высшей лиги имущества, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также на сумму затрат на эти цели в порядке долевого участия, но в размере, не превышающем 5% от суммы налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, исчисленной за соответствующий период отчетного года, без учета затрат и расходов по содержанию указанных объектов и учреждений".<BR>Разъяснения о порядке исчисления налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы при финансировании объектов социально-культурной сферы были изложены в совместном Письме Комитета финансов от 17.03.97 №04-17/408 и Государственной налоговой инспекции по Петербургу от 17.03.97 №06-05/2973.<BR>В соответствии с этим письмом, организации, содержащие объекты социально-культурной сферы на балансе, вычитают из сумм налога все расходы по содержанию объектов, а организации, финансирующие объекты в порядке долевого участия, могут рассчитывать на льготу в размере 5% от суммы налога, рассчитанного без учета затрат на содержание объектов. Кроме того, в письме разъяснено: поскольку налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы является местным налогом и в 1997 году входит в доходную часть бюджетов районов, организации имеют право финансировать в порядке долевого участия только объекты, расположенные на территории того района, в котором данные организации состоят на налоговом учете. Организации, состоящие на налоговом учете в ГНИ по Санкт-Петербургу, в порядке долевого участия финансируют объекты, территориально расположенные с данными организациями в одном районе.<BR>Согласование договоров о долевом участии в содержании объектов в районных финансовых управлениях и в налоговых инспекциях не требуется.<BR>Перечисление средств на содержание объектов (в том числе в порядке долевого участия), учитываемых при расчете налога на содержание объектов жилищного фонда и социально-культурной сферы, должно быть осуществлено в течение квартала за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.<BR>Расходы, осуществленные в текущем отчетном периоде (квартале), по содержанию объектов в порядке долевого участия у организаций, имеющих непокрытый убыток по результатам финансовой деятельности за предыдущий отчетный период (квартал), не подлежат вычету из сумм налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы за текущий отчетный период.<BR>Пример расчета льготы:<BR>Например, в I квартале 1997 г.<BR>1. Выручка от реализации продукции составила 500 млн руб.<BR>2. Ставка налога - 1,5%.<BR>3. Сумма налога начисленная - 7,5 млн руб.<BR>4. Фактически перечислено школе в порядке долевого участия - 2 млн руб.<BR>5. Норматив льготы по налогу - 5%.<BR>6. Сумма льготы по налогу - 0,375 млн руб.<BR>7. Подлежит перечислению в бюджет - 7,125 млн руб.<BR>В II квартале 1997 г.<BR>1. Выручка от реализации продукции составила 300 млн руб.<BR>2. Ставка налога - 1,5%.<BR>3. Сумма налога - 4,5 млн руб.<BR>4. Фактическое перечисление денежных средств школе не производилось.<BR>5. Подлежит перечислению в бюджет - 4,5 млн руб.<BR>В III квартале 1997 г.<BR>1. Выручка от реализации продукции составила 600 млн руб.<BR>2. Ставка налога - 1,5%.<BR>3. Сумма налога начисленная - 9 млн руб.<BR>4. Фактически перечислено школе - 4 млн руб.<BR>5. Норматив льготы - 5%.<BR>6. Сумма льготы - 0,450 млн руб.<BR>7. Подлежит перечислению в бюджет - 8,55 млн руб.<BR>Изложенный выше порядок расчета льготы действовал до принятия Закона Петербурга №130-41 от 11.07.97. С момента опубликования этого закона, т.е. с 18.07.97, для предприятий, осуществляющих финансирование объектов жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в порядке долевого участия, сумма налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы уменьшается на всю сумму произведенных на эти цели затрат.<BR>В соответствии со статьей 3 Закона Петербурга "О некоторых вопросах налогообложения в 1997-1999 годах", "при исчислении налога на прибыль в 1997-1999 годах облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, уменьшается в размере не более 6% балансовой прибыли на суммы затрат предприятий на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий". <BR>Подготовлено АКБ "Анимабанк"