00:0012 ноября 199700:00
10просмотров
00:0012 ноября 1997
За последние 1-2 года петербургский рынок молочных продуктов стал более организованным. Между поставщиками сырья из Ленинградской области и городскими молокозаводами налаживаются более тесные контакты.
<BR><BR>За последние 1-2 года петербургский рынок молочных продуктов стал более организованным. Между поставщиками сырья из Ленинградской области и городскими молокозаводами налаживаются более тесные контакты.<BR>Если раньше переработчики осуществляли закупки стихийно - сегодня у одного, завтра у другого, то сейчас они пытаются закрепить за собой определенные хозяйства. Чтобы заинтересовать в долгосрочном сотрудничестве бывшие совхозы, петербургские предприятия помогают им с закупкой оборудования и комбикормов.<BR>Розничные цены в Петербурге почти такие же, как в Финляндии и в других европейских странах, поэтому решающим при конкуренции является стабильное качество продукции. Этого сложно добиться, если закупать сырье у случайных поставщиков.<BR>Местные производители продают молочные продукты главным образом напрямую рознице или через дочерние фирмы. Есть продукция в Петербурге и из других регионов. Однако оптовики в основном занимаются импортом молочных продуктов.<BR><BR><B>Частные коровы толще</B><BR>Производство молочных продуктов сконцентрировано на нескольких петербургских заводах. Крупнейший производитель в отрасли - АО "Петмол".<BR>Аналогичные процессы идут в молочном производстве Ленинградской области. Среди бывших совхозов происходит интенсивное расслоение. В 1993 году на 10 крупнейших хозяйств приходилось 15% произведенного в области молока. Сейчас, согласно исследованию компании "АГРИконсалт", ведущая десятка захватила долю 62%. Эти предприятия не только сохранили прежние объемы, но и увеличили их. <BR>Поставки сырого молока, надоенного фермерскими хозяйствами, еще невелики (2-4%). Однако у них есть потенциал для роста, поскольку в личном хозяйстве молочное производство стало за последние 5 лет значительно продуктивнее, чем в крупных хозяйствах. <BR>В 1991 году 7% областных коров находилось в собственности у частников. Они давали 8% молока, производимого в регионе. В 1996 году доля частной скотины возросла до 17%, а надои - до 29%. Большая часть этого молока идет на собственное потребление в личных хозяйствах. <BR><BR><B>Местные производители держатся</B><BR>С 1992 года потребление молочных продуктов в Петербурге и области упало (примерно на 30%). В 1996 году оно составляло 1365 тыс. тонн (по 220 кг на человека). Эти потребности примерно на 60% удовлетворяются местными производителями. Петербургские молокозаводы выпускают 260 тыс. тонн, областные - 135 тыс. тонн. Еще 498 тыс. тонн - личные хозяйства. <BR>Отечественные молокозаводы более сильны на региональном рынке молока, сметаны и творога.<BR>Вместе с поставщиками из Прибалтики они продают в Петербурге 90-95% этих наименований. Прибалтийские компании стабильно держат 15-20% петербургского рынка молочных продуктов.<BR>Бывшие совхозы закрепились на рынке как розничные продавцы. Они привозят свое молоко в бочках и продают его в разлив. Таким образом, по данным компании "АГРИконсалт", каждый день в городе и пригородах реализуется 50-70 тыс. литров - около 15-20% всех продаж молока. <BR>Йогурт, сыр, масло, маргарин и молочные десерты, продаваемые в Петербурге, большей частью завозятся из-за рубежа. Основными импортерами являются производители Германии и Финляндии. <BR>В последнее время активизировались на местном рынке поставщики германского йогурта. Они потеснили своих конкурентов и увеличили доли продаж. В петербургских магазинах из 200 наименований йогуртов 80 - германского происхождения. На втором месте - продукция местного производства и только на третьем - недавние лидеры - йогурты из Финляндии.<BR>По продажам твердых сыров преимущество также за германскими компаниями: они занимают около 30% петербургского рынка.<BR>Возможно, ситуация изменится, когда будет построена вторая очередь "Петролакта". Планируемая мощность нового производства - 4-4,5 тыс. тонн твердых сыров в год. <BR>Сыр сегодня не является товаром повседневного спроса (см. диаграмму). Частота его потребления прямо зависит от уровня доходов.