Экосистема, экспертиза, сервис: тренды работы банков с корпоративным сегментом

Автор фото: Александр Веселков (архив "ДП")

СЗФО переживает масштабную перестройку экономики: санкции ударили по его ключевому преимуществу, статусу "ворот в Европу". Как регион адаптируется к изоляции, за счёт чего теперь банки конкурируют за корпоративных клиентов и почему Петербург становится полигоном для финтех-инноваций — "Деловому Петербургу" рассказала директор по работе с корпоративными клиентами Т-Банка в СЗФО Светлана Линникова.

Как вы оцениваете экономический потенциал СЗФО в новых реалиях экономики? В чём его ключевые особенности?
— Северо-Западный федеральный округ давно называют воротами России в Европу. И это неспроста: приграничное положение и выход к Балтийскому морю серьёзно повлияли на развитие логистики и инфраструктуры, превратив регион в ключевой экспортно-импортный хаб для европейской части страны. Бизнес здесь всегда чувствовал себя ближе к международным рынкам и глобальным цепочкам поставок, удобный импорт комплектующих дал толчок развитию новых промышленных проектов, в том числе с существенным иностранным участием.
Не стоит забывать и про богатые природные ресурсы региона: медно-никелевые руды, лес, нефть и газ, железные руды, алмазы, апатиты. На их базе появились крупные предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности, многие ещё в советские времена. И да, это тоже оставило свой след — возникли моногорода с характерными для них особенностями.
Сформировавшаяся специфика промышленности региона с упором на экспорт-импорт и с существенной долей иностранных компаний и технологий оказалась уязвима к санкционному давлению.
Региону было очень сложно "распутать" санкционный клубок. Многие западные собственники спешно закрыли заводы, забрав с собой технологии и программы управления машинами. Целые отрасли, например автомобилестроение и производство автокомпонентов, встали на несколько лет. Некоторые заводы были выкуплены российскими менеджерами или инвесторами и перезапущены, но многие стоят законсервированными до сих пор.
Мы видим, что после перезапуска целому ряду отраслей — автокомпоненты, металлургия, деревообработка, химическая промышленность, производство мебели — адаптация к новым реалиям даётся нелегко. Перестроение цепочек поставок, отказ от глобальных партнёров, обслуживание высокотехнологичного оборудования требовали и требуют огромных усилий. Справляться с этими вызовами получается в том числе благодаря значительному научно-техническому потенциалу региона. Впрочем, период перемен — это шанс для целого ряда отраслей, ориентированных на импортозамещение. Регион переживает непростое, но интересное время трансформации.
Светлана Линникова, директор по работе с корпоративными клиентами Т-Банка в СЗФО (фото предоставлено пресс-службой Т-Банка)
Светлана Линникова, директор по работе с корпоративными клиентами Т-Банка в СЗФО (фото предоставлено пресс-службой Т-Банка)
Трансформация промышленности заметна не только в СЗФО, но и по всей России, но есть ли внутри округа регионы со своей особой моделью развития?
— Конечно, каждому субрегиону СЗФО свойственна своя специфика. Самый показательный пример — Калининградская область, географическое положение которой очень сильно влияет на развитие бизнеса в регионе. Не секрет, что в рамках деофшоризации российского бизнеса остров Октябрьский постепенно стал российским "Кипром" или "Британскими Виргинскими островами" — "прописку" там получили материнские компаний многих крупных холдингов России.
А как в целом обстоят дела с кредитованием в Петербурге? В каких секторах бизнес активно ищет финансирование, а где интерес снижается?
— Особенность петербургского рынка — стабильный спрос на оборотное финансирование. При этом наибольший интерес к кредитам сохраняется в отраслях, ориентированных на внутренний рынок и импортозамещение: в фармацевтике, пищевой промышленности, розничной торговле и отдельных сегментах обрабатывающей промышленности. Компании привлекают средства как для поддержки операционной деятельности, так и для реализации инвестиционных проектов, которые остаются актуальными даже при текущей ставке ЦБ. Например, бьющие рекорды цены на золото и серебро стимулируют привлечение долгосрочных кредитов для более активных инвестиций в добычу драгоценных металлов.
Увеличивается интерес бизнеса к привлечению финансирования через цифровые финансовые активы (ЦФА). Инструмент уже перестал быть нишевым, его использование помогает компаниям диверсифицировать структуру привлечения заёмного финансирования.
Экспортоориентированные отрасли пока менее активны — сказывается укрепление рубля, усиление санкционного давления и, как следствие, снижение доходности такого бизнеса. Результаты ряда отраслей (например, продажа автомашин, алкоголя) находятся под влиянием снижения потребительского спроса в силу законодательных изменений и набирающего популярность здорового образа жизни.
Как изменилась конкуренция за клиента, скажем, за последние 5 лет? Чем, помимо ставки, банки сегодня привлекают аудиторию? И как изменились требования клиентов к финансовым организациям?
— Очень многофакторный вопрос, конкуренция изменилась коренным образом. С 2022 года с рынка массово ушли иностранные банки — освободилась ниша кредитования крупнейших корпоративных клиентов. Ранее они активно пользовались синдикатами международных банков по минимальным ставкам. Кроме того, уход западных банков оставил международные компании и крупные российские холдинги без инструментов централизованного казначейства и кэш-менеджмента.
Госбанки стали основными игроками в рефинансировании задолженности перед западными кредиторами, получив для этого специальные ресурсы. Однако ограничения по лимитам на одного заёмщика создали давление на нормы риска, и Центробанк подчеркнул, что расширять эти лимиты не будет. Это стимулирует банки диверсифицировать риски, что поддерживает рост интереса к облигациям, цифровым финансовым активам и локальным синдикатам. К слову, Т-Банк является заметным игроком на рынке облигаций благодаря развитой базе частных инвесторов, имеет свою платформу ЦФА и глубокую экспертизу по синдицированному кредитованию.
В числе таких кейсов — размещения ЦФА девелоперами жилой недвижимости: GloraX с10-летним опытом работы в том числе на рынке Петербурга (выпуск на 500 млн рублей), а также "Эталон-Финанс", входящий в один из крупнейших строительных холдингов России, с проектами в Северной столице, Московском регионе и других субъектах России (выпуск на 365 млн рублей). Если говорить в целом по стране, в 2025 году мы реализовали 38 эмиссий ЦФА для 27 эмитентов. При этом лишь треть из них обладали внешними кредитными рейтингами, что подчёркивает способность платформы эффективно работать с компаниями, традиционно находящимися за пределами классического долгового рынка.
Что касается обслуживания международных клиентов и холдинговых компаний — в этом сегменте развернулась настоящая борьба. Сначала она была на уровне санкционной составляющей — банки, которые ещё не попали под санкции, забирали весь бизнес. Но с усилением санкционного давления на банковскую систему России правила игры выровнялись для всех, что привело к смещению приоритетов на качество и скорость обслуживания.
Банки, которые заранее вкладывались в технологическое развитие, удобство интеграции банковских сервисов, простоту взаимодействия, качественные решения кэш-менеджмента, смогли создать комплексные решения, когда клиент в рамках экосистемы получает не только счёт или кредит, но и смежные продукты: агентские платежи по ВЭД, эквайринг, корпоративные карты, страхование, услуги для сотрудников и многое другое. Важным моментом конкуренции стало предоставление инновационных услуг, которые ранее были недоступны через традиционные банки.
О каких решениях идёт речь? Какие конкретные инновационные продукты или сервисы сегодня помогают банкам выигрывать конкуренцию за корпоративного клиента и как они меняют привычное взаимодействие с бизнесом?
— Как технологическая компания мы особенно чувствуем тренд на цифровизацию и активно используем возможности. Например, у нас есть набор готовых "коробочных" решений, которые предприятия могут достаточно легко встроить в своё предложение для клиентов.
Совокупность инновационных решений формирует банковскую экосистему — сегодня это определённо отраслевой тренд, путь к усилению взаимодействия с клиентами и росту их лояльности. Мы можем вспомнить, как изменились мобильные предложения ключевых банков за последние годы: приложения превратились в комплексные платформы с удобным и простым доступом к различным функциям (путешествия, коммерция, госуслуги).
Экосистемный подход развит и в сфере корпоративного бизнеса. Комплексные решения для компаний с учётом специфики отрасли, так называемые "бандлы" и финтех "фичи" усиливают удобство для клиентов, помогают ускорить внутренние процессы и сформировать положительный клиентский опыт.
Прошло чуть более года после присоединения Росбанка к Т-Банку. Росбанк считался одним из сильнейших игроков в корпоративном направлении, в том числе с выходом на международные рынки. Сохранилась ли команда в новой структуре? Как изменились показатели по корпоративному портфелю банка в СЗФО и, в частности, по Петербургу, за последний год и какие планы на 2026-й?
— Интеграция Т-Банка и Росбанка дала огромный синергетический эффект для развития сотрудничества с корпоративными клиентами. Если говорить о бизнесе в СЗФО, то на фоне объединения мы фиксируем рост корпоративного кредитного портфеля в регионе в 1,5 раза. Кроме крупных заёмщиков, с которыми мы начинали работу ещё в рамках контура Росбанка, пришло заметное число новых кредитных клиентов. Объединённый капитал позволил расширить лимиты для действующих и потенциальных заёмщиков и укрепить их доверие и лояльность.
Для физлиц и малого бизнеса мы принимаем решения на базе анализа больших данных и статистики, и это позволяет максимально сократить срок одобрения кредита. Что касается крупного бизнеса, здесь мы подбираем индивидуальные условия, учитывая больший объём необходимого финансирования. Предлагаем действительно не шаблонные пакеты.
Что касается команды, коллектив Росбанка дополнился командой Т-Бизнеса. Такая преемственность с самого начала обеспечила наличие необходимых знаний и возможностей для предоставления корпоративным клиентам экспертных решений как в классическом банкинге, так и в сфере небанковских сервисов.
Хочется отметить, что синергия от объединения продуктовых линеек превзошла ожидания. Корпорации получили доступ к решениям T-Data, различным b2c-сервисам, рекламной платформе. На мой взгляд, один из самых успешных эффектов от синергии — доступ клиентов к инвестиционной платформе Т. Это одно из ключевых направлений, за которым клиенты приходят в наш банк.
Поэтому 2026 год мы рассматриваем с позиции роста и возможности занять заметную долю рынка кредитования крупнейших корпоративных клиентов за счёт комплексного взаимодействия с каждым бизнесом.
Что касается инвестиций. Какие инструменты сегодня наиболее востребованы корпоративными клиентами?
— Инвестициями в мире юрлиц интересуется небольшое количество компаний. Все традиционно пользуются процентами на остаток или овернайтами. Но если эти же деньги разместить через инвестиционные инструменты, то можно получить доходность на несколько процентов годовых больше, а на миллиардных остатках — это уже десятки миллионов рублей в год.
Одни из самых эффективных решений сегодня — размещение ликвидности через биржевой овернайт или накопительный инвестиционный счёт. Инфраструктура построена так, что размещение происходит по клику и онлайн — не надо ждать долгих зачислений на брокерский счёт, а потом долгого вывода средств обратно на расчётный счёт. Накопительный инвестиционный счёт был разработан специально для крупного бизнеса, чтобы обеспечивать повышенную по сравнению с классическими инструментами доходность, на уровне выше ключевой ставки. Использование инвестиционных продуктов не требует установки каких-либо дополнительных терминалов или программ — всё доступно из обычного клиент-банка.
Как работаете с госсектором в регионе?
— Мы видим большой потенциал в наращивании присутствия в данном сегменте. Развитие взаимодействия с госсектором — это один из ключевых приоритетов на 2026 год. Кредитные риски оцениваются по единому подходу вне зависимости от региона. Ключевыми факторами остаются качество заёмщика, финансовые показатели и кредитные рейтинги, отражающие реальный риск-профиль. При этом учитывается текущая загруженность органов власти, поэтому объём запрашиваемых документов сокращается нами до необходимого минимума.
Мы рассматриваем кредитование регионов не только как коммерческий вопрос, но одновременно и как инвестиции в развитие родной страны, инвестиции в устойчивое развитие территорий нашего присутствия. Привлечённые кредиты прямо или косвенно идут на развитие экономики регионов, активная экономика повышает в том числе и спрос на банковские услуги, создаёт долгосрочную ценность для банка в логике экосистемного подхода.
Как вы в целом видите роль Т-Банка в развитии региона сегодня и в ближайшие несколько лет?
— Мы развиваем довольно много социальных программ. Наша стратегия строится на вовлечении профильных экспертов и некоммерческого сектора для более эффективных социальных изменений.
Например, при нашей поддержке фонд "Вера" в 2026 году откроет первую в Ленинградской области службу помощи на дому на базе АБСМНО "Дом милосердия города Выборга", также поддерживается работа "Хосписа на дому". Совместно с фондом "Антон тут рядом" мы откроем первый в Петербурге ресурсный центр по вопросам аутизма. Ежегодно он будет поддерживать 10 тыс. семей.
Мы системно инвестируем в устойчивость профессиональных НКО. В Петербурге с 2022 года гранты на повышение эффективности получили "Ночлежка", АНО "Студия Да" ("Простые вещи", инклюзивный центр "Йом-йом"), "Антон тут рядом", "Упсала-Цирк", "Арифметика добра", "ГАООРДИ" и кризисный центр для женщин "Полина".
Кроме того, мы активно сотрудничаем с Эрмитажем в рамках проведения реставрационных работ произведений искусства, а в конце прошлого года совместно с "Интерросом" Т-Инвестиции представили второй выпуск благотворительных цифровых финансовых активов. Это пример новой модели меценатства, где поддержка искусства становится более прозрачной, технологичной и доступной. Для тех россиян, которые готовы реализовать спортивные и культурные мероприятия, создавать или модернизировать общественные пространства, мы тоже открыты. В 2025 году в СЗФО грантовую поддержку от нас получили 13 таких проектов.
Важнейшая часть социальной повестки — поддержка образования и молодёжи. В прошлом году стипендии Т-Банка получили 35 студентов НИУ ВШЭ СПб, ИТМО и СПбГУ. Активно развивается и направление детских банковских карт: уже 773 школы города подключены к системам контроля доступа, позволяющим ученикам проходить в школу по банковской карте.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.