00:3618 февраля 202600:36
35просмотров
00:3618 февраля 2026
Для борьбы с изменением предметов охраны памятников архитектуры Петербург и Карелия синхронно выходят в думу. Они хотят ужесточить требования к изысканиям.
Концепция законопроекта разрабатывалась тремя регионами — Петербургом, Карелией и Архангельской областью — ещё в 2025 году. Сейчас инициатива окончательно оформилась и передаётся на федеральный уровень.
Как сообщал "ДП", 11 февраля Законодательное собрание Петербурга приняло постановление о законодательной инициативе по внесению изменений в федеральный закон № 73–ФЗ "Об объектах культурного наследия". В тот же день в Петрозаводске профильный комитет парламента Карелии единогласно рекомендовал принять аналогичное постановление и направить документ в Госдуму.
Что меняется в законе
Документ предлагает дополнить статью 44 закона № 73–ФЗ, регламентирующую приспособление памятников к современному использованию, ещё одним видом работ — изыскательскими. Сейчас в этой статье перечислены научно–исследовательские, проектные и производственные работы. Изыскания там не упомянуты, хотя в других статьях того же закона они присутствуют.
Под изысканиями законодатели понимают не только инженерную геологию, но и комплекс научно–исследовательских работ: изучение архивов, натурные исследования (обмеры, зондажи, шурфы), лабораторные исследования материалов, фотофиксацию.
Почему это важно
В ходе недавнего обсуждения в карельском парламенте было дано объяснение, в чём смысл этого, казалось бы, формального вопроса. На заседании комитета по образованию, культуре, спорту и молодёжной политике республиканского ЗакСа в ходе обсуждения с представителем местного департамента охраны наследия было сказано, что в старой редакции 73–го федерального закона запрещалось изменять предмет охраны объекта культурного наследия, "поэтому вопроса этого не возникало".
Сегодня федеральный законодатель позволяет изменять предмет охраны, сохраняя его особенности, из–за которых объект был включён в реестр. Без изыскательских работ сделать это аккуратно и так, чтобы сохранить саму суть объекта культурного наследия, невозможно.
"Поэтому и вышли с такой инициативой, чтобы у нас не происходило неприятных положений, когда во время приспособления объекта для современного использования мы теряли самобытность объекта культурного наследия", — отметил докладчик на заседании.
Иными словами, изыскания позволяют понять, что именно можно менять, а что подлежит безусловному сохранению.
Петербургские адреса
С вопросом изменения предметов охраны связаны значительные финансовые интересы крупных игроков, так как речь идёт о решающих ограничениях при реализации крупных проектов. Например, как рассказывал "ДП", тюрьму "Кресты" продали на торгах как временно выявленный объект, а постоянный предмет охраны определили только на днях — одновременно с разработкой проекта приспособления и с учётом требований этого проекта.
В группе компаний "КВС", которая выступает инвестором, отказались от комментариев по этому поводу.
"Приспособление под офисы или жильё бывших фабрик, заводов (например, здания “Севкабеля”, “Ткачей”) — в числе ключевых задач, с решением которых призваны помочь поправки", — комментирует один из инициаторов законопроекта депутат ЗакСа Петербурга Павел Иткин.
Позиция Думы
Хотя Иткин считает, что документ "имеет все шансы быть принятым в ближайшей или среднесрочной перспективе", поскольку он "решает конкретную практическую проблему в сфере сохранения культурного наследия", в самой Думе на этапе предварительного рассмотрения инициативы в Совете законодателей ранее выражали скепсис.

Бывшие фабрики и заводы Петербурга станет сложнее и дороже превращать в жильё
Правовое управление аппарата Думы, анализировавшее законопроект, пришло к выводу, что изыскательские работы уже де–факто присутствуют в законе (упоминаются в других его статьях), а значит, требовать их можно уже сейчас.
Последствия для рынка
Между тем изыскания уже составляют существенную часть расходов игроков рынка, когда речь идёт о памятниках архитектуры или исторических зданиях. Гендиректор строительной компании City Solutions Василий Тимофеев рассказывает об изысканиях на примере деревянной дачи Головина на Выборгской набережной (федеральный памятник, архитектор — Людвиг Шарлемань).
С 2025 года его компания начала изыскательские работы на этом объекте. Была проведена экспертиза, которая показала, что деревянные конструкции, в том числе нижние брёвна сруба, поражены гнилью. Так что для ремонта или замены конструкций здание придётся равномерно поднять. Все работы планируется завершить к апрелю 2027 года. Василий Тимофеев не взялся оценивать расходы. Но в данном случае стоимость проекта реставрации частично компенсируется тем, что некоторые виды работ по деревянному памятнику будут проведены специалистами аффилированного мебельного производства.
В свою очередь, крупные застройщики, работающие с наследием, тему издержек на изыскания не комментируют, что неудивительно: это щекотливая и околоградозащитная тема. Один из девелоперов от комментариев прямо отказался. В других отвечать не стали. В городском комитете по охране памятников предоставить комментарии не смогли.

