Раки
Автор фото: Сергей Коньков / "ДП"

В Ленинградской области собираются выращивать виноград и масличный лён, а также разводить раков. Эксперты прогнозируют успех не всем начинаниям.

В 2026 году в сельском хозяйстве Ленобласти будут развивать новые, экзотические для региона направления. В частности, планируется запуск первой крупной фермы по разведению раков. Также в регионе продолжат экспериментировать с выращиванием винограда и масличного льна. О том, какие перспективы имеют эти направления в условиях зоны рискованного земледелия, — в материале "ДП".

Кто проживает на дне?

Первая промышленная акваферма по выращиванию австралийского рака строится на берегу Суходольского озера в деревне Ольховка Приозерского района. Инвестиционный проект называется "Петровские фермы". Проектная мощность составит 100 тонн членистоногих в год. При этом в будущем планируется развивать и другие ниши — на ферме собираются выращивать осетров и производить чёрную икру. Инвестиции в реализацию проекта составили 1,2 млрд рублей.
"На сегодняшний день построены помещения и установки замкнутого водоснабжения. Посадка первых раков планируется в мае. Уже в этом году мы сможем радовать наших жителей ленинградскими раками", — заявил председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области Олег Малащенко. В ведомстве также отмечали, что раководство — свободная ниша для региона. На сегодняшний день членистоногих сюда привозят из южной части России.
Однако стоит заметить, что изначально запуск фермы анонсировали ещё осенью 2024 года и первых раков собирались поставить на рынок в 2025–м. О причинах, по которым запуск производства пришлось сдвинуть на год, власти региона не сообщили.
По мнению генерального директора ООО "Агриконсалт" Андрея Голохвастова, развитие раководства в Ленобласти имеет скорее нишевой характер. Эксперт напоминает о неудачных попытках запуска креветочных ферм, которые оказались экономически невыгодными из–за потребительских привычек. По наблюдениям специалиста, в регионе нет культуры потребления свежей дорогой продукции такого рода, люди не готовы переплачивать.
"Такой инвестпроект мог быть выгодным на Юге России или в Поволжье, где население любит раков. Но это не тот продукт, который осчастливит АПК Ленобласти. Это экзотика, которая если и будет продаваться, то в очень небольших объёмах. На мой взгляд, это проект уровня улиточной фермы, не идущий в сравнение с объёмами производства традиционной аквакультуры региона", — полагает Голохвастов.
С этим мнением соглашается предприниматель и эксперт по сельскому хозяйству Иван Кузнецов. "Раки являются довольно нишевой продукцией, которой не видно в сетевой рознице. Они более востребованы в ресторанной сфере. Потребность заведений общепита в этой продукции полностью закрывают производители из регионов, специализирующихся на выращивании раков", — отмечает он.
Собеседник "ДП" также вспоминает проекты по выращиванию розового африканского сома, которые несколько лет назад были запущены в Ленобласти, но не получили широкого распространения.

Лозе холод не помеха

Новые начинания есть и в плодово–ягодной отрасли. Так, в 2025 году первые 14–16 га в Лужском и Гатчинском районах региона заложили под виноградники. Это первый эксперимент промышленного виноградарства в открытом грунте в Ленобласти.
"Посадки начнут плодоносить примерно через 5 лет. Только по прошествии этого времени можно будет говорить о результатах эксперимента и о том, для какого использования будет годиться урожай — для продажи как свежий продукт или для переработки", — комментируют в комитете по АПК Ленобласти.
Там добавляют, что почва в Ленобласти благоприятна для растениеводства — в ней много влаги. Есть и сорта винограда, адаптированные к климатическим условиям 47–го региона. Его выращивают фермеры и садоводы на юге региона как в теплицах, так и в открытом грунте. Но речь идёт об очень небольших масштабах.
Например, на виноградной ферме в Ломоносовском районе уже 17–й год растут разные сорта этой культуры. "Всего в нашем хозяйстве более 56 кустов. Из них 22 куста находятся в открытом грунте. Столовые сорта и гибридные формы растут в парниках и в открытом грунте. Это виноград для употребления в пищу. Универсальные сорта подходят для соков и употребления в пищу в свежем виде, а также их ягоды могут храниться долгое время. Технические у нас растут на улице. Они подходят для приготовления вин и соков. Универсальные и технические сорта хорошо зимуют в открытом грунте, так как зимостойкость у них повышена и составляет от –28 до –45 градусов", — рассказывает хозяйка питомника "Виноградная ферма" Олеся Иванова.
Если же говорить о виноградарстве в промышленных масштабах, Андрей Голохвастов считает маловероятным, что это направление окажется коммерчески успешным. Климатическая зона Ленобласти не способствует получению качественного винограда для виноделия.
"Следы виноградарства встречались даже в Карелии. И, возможно, из такого урожая можно производить очень нишевое вино. Но оно точно не подойдёт для массового потребителя. На мой взгляд, есть более востребованные плодовые растения", — добавляет Иван Кузнецов.

Голубые поля

Растениеводы Ленобласти также обратили внимание на масличный лён. В 2024 году в Волосовском районе появились первые опытные посевы на 15 га. Опыт оказался удачным, и в 2025 году ООО "СХП “Русское поле”", а также ЗАО "ПЗ “Приневское”" посеяли по 100 га льна, отчитывался комитет по АПК Ленобласти, публикуя фото полей, покрытых голубыми цветами.
Как рассказала "ДП" генеральный директор ООО "СХП “Русское поле”" Елена Нестерова, в 2025 году биологическая урожайность льна составила порядка 27 центнеров с гектара, что соответствует уровню, запланированному селекционерами.
"Наша задача — дать возможность хозяйствам добавить ещё одну культуру в севооборот, чтобы увеличить урожайность других культур. В настоящее время хозяйства стараются выращивать наиболее маржинальные культуры: рапс и зерновые. Рапс можно сеять на одном и том же поле раз в 5 лет, а при отсутствии научно обоснованного севооборота культур посев может происходить чаще. Постепенно это приводит к увеличению химической нагрузки на почву, снижению её плодородия и, соответственно, сокращению урожайности других культур", — объясняет Елена Нестерова.
Помимо производства семян часть урожая будет направлена на эксперимент по кормлению сельскохозяйственных животных. По словам Елены Нестеровой, жмых льна используют в рационах коров для повышения продуктивности, улучшения работы репродуктивной системы и поддержания здоровья телят. Также будет реализовываться и побочный продукт кормозаготовки — льняное масло.
"Думаю, в следующем году мы увеличим посевы до 150 га. Планируем продолжить работу по выявлению наиболее эффективных сортов льна масличного отечественной селекции в Ленобласти, обеспечивающих высокую урожайность и устойчивость к неблагоприятным факторам", — отмечает Елена Нестерова.
Опрошенные "ДП" эксперты считают выращивание масличного льна перспективным направлением, поскольку помимо масла и кормов из семян масличного льна можно изготавливать лаки, краску и косметику.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.