За прошлый и начало нынешнего года в Петербурге закрылось немало известных, популярных и знаковых ресторанов и кафе.
Каждый год на ресторанном рынке Петербурга появляется несколько десятков новых заведений в разных концепциях и форматах. Но и потерь тоже бывает немало.
В 2025 году закрылось несколько интересных, а порой даже знаковых для Петербурга мест, некоторые из них работали более 5, а то и 10 лет. Что это — кризис на ресторанном рынке или перестройка под новые потребности искушённого петербургского гостя, выяснил "ДП".
Больше не работает
Список закрытий 2025 года действительно впечатляет тем, какие названия и имена в нём встречаются. Например, Татьяна Буланова закрыла свой ресторан "Гастрономика по–новому" на улице Марата, который пышно запускался в 2023 году. На дебаркадере "Летучий голландец" больше нельзя посетить знаменитый ресторан Veter, который теперь единолично принадлежит Ксении Собчак. Впрочем, источники на рынке говорят, что под этот проект подыскивают другое место. Как сообщал "ДП", недавно из него вышел основатель холдинга Pinskiy&Co ресторатор Антон Пинский.
Из прекративших работу долгожителей стоит отметить ресторан Gastroli, который существовал на улице Пестеля с 2016 года. На улице Рубинштейна после 5 лет работы закрылся ресторан Gods, в своё время прославившийся благодаря громким скандалам, связанным с оформлением интерьера в стиле, связанном с религиозной тематикой.
Понесли потери небольшие, но культовые в определённых кругах заведения. В конце 2025 года закрылось кафе "Своя комната", 10 лет принимавшее гостей неподалёку от набережной Пряжки. А в начале 2026–го, после 8 лет работы, объявила о закрытии кофейня Civil на 8–й Советской улице.
Заметно проредился общепит и на Петроградской стороне. На Инструментальной улице закрылся "Винный склад", работавший там с 2017 года в формате мелкооптового склада и винного бара. Прекратил работу ближневосточный ресторан Cast в пешеходной зоне "Ленфильма". А на Левашовском хлебозаводе закрылся ресторан Barca.
Перестал работать и ресторан Grebeshki на Арсенальной набережной. Генеральный директор предприятия Дмитрий Рысев рассказал "ДП", что ключевой причиной стала кардинальная смена рыночного контекста, на который был изначально рассчитан ресторан.
"Бизнес–модель во многом опиралась на большой банкетный зал и поток туристических групп, включая пассажиров круизных лайнеров. Именно эти гости формировали значительную часть дневной выручки, что позволяло нам инвестировать в развитие гастрономической концепции для петербуржцев. С исчезновением этого потока модель перестала быть жизнеспособной", — говорит Дмитрий Рысев.
Вместо того чтобы пытаться сохранить неподъёмный формат, команда перезапустила проект в более компактном и адаптивном формате в центре города, в Виленском переулке.
Туристов не хватает
Динамика открытий ресторанов в Петербурге сократилась относительно прошлых лет, замечает основатель и руководитель компании Gastro Norma Данил Герасимиди. При этом количество закрытий по разным районам города меняется: так, в центре заведения стали закрываться чаще, а вот в спальных районах, наоборот, реже.
"Это логично, потому что работа общепита в центре города сейчас затрудняется: российский турист небогат, а обеспеченных туристов теперь рынку очень не хватает. Но в то же время всё больше жителей города предпочитают ходить в рестораны в спальных районах, где, кстати, стало больше открываться качественных концепций", — говорит эксперт.
Несколько иную статистику, учитывающую движение в самых разных сегментах, приводят аналитики NF Group. По их данным, за прошлый год только на основных торговых улицах Петербурга закрылось 188 заведений, но открылось 200 новых.
Для сравнения: за 2024–й было открыто более 170 новых заведений общественного питания. 36% всех закрытий пришлось на классические рестораны и кафе, остальное — кофейни, пекарни, кондитерские, бары и пабы. Но и среди открывшихся треть составляют именно классические рестораны и кафе, то есть этот формат остаётся стабильно востребованным.
"Рынок общественного питания находится в фазе адаптации к изменениям потребительского поведения. Рост оборота общественного питания обеспечивается преимущественно повышением цен, а не фактической активностью гостей", — комментирует директор департамента торговой недвижимости NF Group в Санкт–Петербурге Анна Лапченко.
Ближе к гостю
По словам Дмитрия Рысева, отрасль в целом переживает непростой период. "Мы наблюдаем и снижение трафика, и рост издержек — от налоговой нагрузки до стоимости продуктов и расходников", — подчёркивает он.
В такой ситуации ключевым становится удержание постоянного гостя. Это достигается не разовыми акциями, а последовательной работой: через гастрономические события, внимательное отношение к обратной связи, безупречный сервис и стабильное качество блюд.
Сооснователь ресторанного сообщества italy Михаил Соколов отмечает, что из–за роста затрат на персонал рестораны сокращают количество позиций в меню, упрощают рабочие процессы и всё чаще выбирают концепции с одной специализацией — например, на одном продукте или узкой линейке блюд. Такие подходы помогают эффективно контролировать расходы, не теряя в качестве и чёткости концепции.
"При сокращении общего потока посетителей каждый гость приобретает особую ценность. Рестораны начинают глубже анализировать данные, привычки и поведение гостей, чтобы предлагать максимально подходящие блюда и сервис", — добавил Михаил Соколов.
В Fresa’s Restaurant Group также замечают снижение гостевого потока. Весь фокус ресторанного бизнеса сейчас направлен на возврат и удержание.
"Кризиса на рынке нет, но перестройка точно идёт, приходится предпринимать много изменений для стабилизации работы", — говорят в компании.
Мрачные перспективы
Стоимость открытия ресторанов растёт, потребительский спрос меняется. Заместитель директора департамента торговой недвижимости Nikoliers Юлия Кузнецова замечает, что именно поэтому в этом году можно ожидать отказа рестораторов от агрессивной экспансии, усиления работы с лояльной аудиторией и выстраивания комьюнити вокруг бренда.
Руководитель направления торговой недвижимости IBC Real Estate Владимир Чернусь считает, что в 2026 году волна закрытий ресторанов может продолжиться. Основными причинами являются высокая конкуренция на рынке и снижение покупательной способности населения.
Данил Герасимиди также даёт негативный прогноз по активности рестораторов: рынок будет развиваться так же, как и в 2025 году, или даже менее активно. Одним из самых серьёзных факторов, который сейчас давит на объекты общепита, является изменение условий аренды. У многих остаётся очень маленький запас прочности: дорогое сырьё, дорогой персонал. Всё накладывается на экономику заведений, и они закрываются.
