Владельцев горнолыжных курортов хотят защитить от потребительского экстремизма и нелегальных инструкторов.
Горнолыжные курорты в настоящее время почти не подпадают под обычное регулирование в сфере спорта и туризма, из–за чего испытывают множество проблем. К внесению в Государственную думу РФ готовится законопроект с поправками в федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Как рассказала "ДП" заместитель председателя комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Костенко, при подготовке документа внимание обращалось на ключевые моменты, которые волнуют как власти, так и бизнес.
За травмы ответят
Сейчас за всё, что происходит на горнолыжном курорте, отвечает его владелец. За последнее время участились случаи потребительского экстремизма, когда посетители комплекса нарушают правила безопасности, получают травмы, а потом подают иски о моральном и материальном ущербе. Чаще всего суды встают на сторону граждан. Кроме того, в случае тяжёлой травмы поиск и эвакуация пострадавшего с курорта медиками тоже осуществляется за счёт владельца объекта.
Как рассказал "ДП" заместитель директора Центра первой помощи Станислав Журавский, в прошлом году с горнолыжных склонов было осуществлено 730 эвакуаций. Всё это — случаи, когда человек, получивший травму, не в состоянии передвигаться самостоятельно. Разумеется, определить, сколько человек получают лёгкие повреждения, в том числе при соблюдении всех правил, куда сложнее.
По данным Ассоциации горнолыжных комплексов, территорий и сервиса (АГК), за сезон 2024–2025 годов за медицинской помощью обратились 16,6 тыс. лыжников и сноубордистов, что на 1,3 тыс. человек больше, чем в предыдущем сезоне.
“
"Мы просим людей отходить от канатной дороги, работающей техники, не выезжать на трассу на снегоходах, не кататься в состоянии опьянения. Такие правила есть, но они закреплены только в правилах курортов — то есть такой силы, как закон, не имеют. Если бы эти нормы, как Правила дорожного движения, были общими для всех, это помогло бы установить ответственность за нарушения", — объясняет заместитель председателя правления АГК Светлана Данилина.
Есть и другие тонкости, которые требуют регулирования. Так, пока в документах нет обозначения для тех, кто приезжает на горнолыжные курорты одним днём: понятие "турист" предполагает ночёвку, "экскурсант" — пользование услугами гида. Поэтому в новом законе, по словам Натальи Костенко, предлагается прописать понятие "посетитель".
Усугубляет ситуацию в отрасли наличие инструкторов, работающих в теневом сегменте. Они могут предлагать услуги на онлайн–площадках или на самих курортах, но при этом не иметь необходимой квалификации и опыта. Такой человек вполне может работать без разрешения на частной территории или обучать катающихся в не предназначенных для этого местах.
При этом ответственности за безопасность тех, кого они учат, не предполагается. В лучшем случае такие инструкторы покупают ски–пассы (доступ к подъёмникам на трассы для катания) на курорте, а в худшем не делают и этого.
“
"Если создать реестр инструкторов по опыту с проводниками и экскурсоводами, то потребитель будет понимать, кто его учит, есть ли у специалиста документ, подтверждающий квалификацию. Мы считаем, что между владельцем инфраструктуры и инструктором нужно заключать договор, он определит зоны ответственности. Но важен баланс интересов: чтобы и курорты не ставили инструкторам слишком жёстких условий, и инструкторы соблюдали все требования. Ведь в итоге ситуация сказывается на потребителях", — считает Наталья Костенко.
Сейчас отслеживать "чёрных инструкторов" сложно, не говоря уже о том, чтобы выгонять их с курортов. Часто люди учат кататься на лыжах или сноуборде друзей, детей. Определить, кто действительно просто катается, а кто зарабатывает нелегальным трудом, непросто. Да и способов фиксировать нарушения толком нет.
Теоретически, критерием нарушения может быть регулярность присутствия человека на курорте, хотя и здесь без гарантий. Помимо выявления нарушителей было бы разумно установить штрафы для "чёрных инструкторов", причём суммы должны быть выше тех, которые они зарабатывают своими тренировками.
Не выходите за разметку
Также авторы законопроекта считают необходимым ввести обязательную классификацию трасс, установить чёткие правила и меры обеспечения безопасности.
"У многих трасс нет паспортов безопасности, а добровольная классификация, условно, говорит только о ширине трассы и угле наклона. Нужно, чтобы человек представлял границы трассы, знал, сколько человек могут находиться на ней одновременно. Сейчас люди в основном ориентируются только по цветам, которые символизируют непонятно что", — рассказывает Наталья Костенко.
Представители бизнеса согласны с важностью регулирования требований к инфраструктуре и эксплуатации трасс, поскольку оно создаст единый стандарт качества и безопасности. Потребность в этом есть в том числе у тех, кто работает близ Петербурга.
В "Охта Парке" указали, что для Ленинградской области характерен высокий поток гостей, значительную часть которого составляют начинающие спортсмены. Это требует особого внимания к безопасности, обучению и инфраструктуре для комфортного входа в зимние виды спорта.
"В условиях роста потока гостей, особенно новичков, приоритетным становится развитие систем безопасности. В текущем сезоне мы усилили это направление: на курорте введён лыжный патруль, работают службы первой помощи, трассы чётко разделены по уровням сложности и оснащены навигацией", — поделились там.
Развернуться негде
Ещё один вопрос касается земель. Сейчас курорты не могут увеличивать количество трасс за счёт вырубки лесов. Существует инициатива Минэкономразвития дать такую возможность крупным объектам, у которых общая протяжённость трасс от 10 км. Но под этот критерий подпадают только около 25 курортов по всей стране. Всего на российском рынке сейчас 404 горнолыжных комплекса с учётом недавно открывшихся. В ближайшие 5 лет ожидается ввод 17 проектов.
Генеральный директор курорта "Золотая долина" Елена Ковалёва убеждена, что вырубка лесов для бизнеса — больной вопрос.
“
"Большинство курортов в Ленобласти расположены на территории лесов первой категории, относящихся к защитным зонам, поэтому дальнейшее развитие объектов сейчас заморожено. Ранее давались послабления для вновь открывшихся локаций, но не для ныне существующих", — говорит она.
Участники рынка отмечают, что не претендуют на строительство коттеджей, вырубка нужна именно под трассы. По словам Светланы Данилиной, увеличение зон катания приводит к росту среднего срока пребывания людей на курорте, растут также выручка и налоги.
"В среднем туристы приезжают на 5 дней на большие курорты, на маленькие — на 1–2 дня. Если число трасс увеличить, средний срок может стать 3–4 дня. Рост новогоднего трафика на региональных курортах в 2025 году составил 60–100% год к году. Для экономики выгодно развивать небольшие проекты вблизи городов", — полагает она.
Горнолыжная отрасль развивается активно: в 2022 году на курортах насчитывалось около 3,5 млн посетителей в год, в 2025–м — около 8 млн. Направление обеспечивает круглогодичность работы объектов, чем в туризме могут похвастаться не все. По словам Натальи Костенко, среднегодовая загрузка комплексов составляет 38%, у отдельных объектов она выше.
По опыту участников рынка — интерес к горнолыжному отдыху и активным зимним форматам стабильно растёт. "Охта Парк" в сезоне 2025–2026 годов фиксирует высокую загрузку зимней инфраструктуры и устойчивый поток посетителей, что говорит о сформировавшемся и долгосрочном интересе к горнолыжным курортам региона.
