00:4124 января 202600:41
274просмотров
00:4124 января 2026
Как выяснил "Деловой Петербург", учредитель российских "дочек" Japan Tobacco International (JTI, международное подразделение японской Japan Tobacco Inc) два раза за короткий промежуток времени поменял страну регистрации.
Согласно данным "Контур.Фокуса", владельцем табачных фабрик ООО "Петро" (Петербург) и ООО "Крес Нева" (Ленобласть) была компания "Дж.Т.И. Инвестментс Гмбх", зарегистрированная в Германии. С 5 декабря 2025 года собственником стала компания с таким же названием, но уже стоящая на учёте в Люксембурге, а с 29 декабря страной регистрации значится Швейцария.
Такие же изменения с аналогичными датами произошли и у ООО "Дж.Т.И. Инновационные продукты".
Кроме того, "Дж.Т.И. Инвестментс Гмбх" является учредителем головной структуры российского бизнеса JTI ООО "Дж.Т.И. Россия". Однако в этом случае юридический переезд из Люксембурга в Швейцарию был зафиксирован буквально на этой неделе, 20 января.
Изменения также отражены и в ЕГРЮЛ, убедился "Деловой Петербург".
“
"Мы можем подтвердить, что фабрики, расположенные в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, остаются в составе JTI. Технические изменения в структуре собственности были внесены JTI в целях дальнейшего повышения операционной эффективности компании", — пояснили "ДП" в головном офисе JTI.
Эксперты, с которыми поговорил "Деловой Петербург", обратили внимание, что европейская штаб-квартира JTI находится как раз в швейцарской Женеве.
"Это одна и та же компания, которая переехала из Германии в Люксембург, а затем в Швейцарию. Зачем, не могу сказать точно, возможно по налоговым причинам, возможно по внутрикорпоративным, потому что по открытым источникам у JTI глобальный головной офис расположен в Швейцарии", — отмечает советник практики M&A юридической фирмы BGP Litigation Елена Рыбальченко.
Табачную отрасль в гораздо меньшей степени затронул исход иностранного бизнеса. Из троих игроков, имевших предприятия в петербургской агломерации, только British American Tobacco покинула российский рынок, а Philip Morris и JTI продолжают работу, несмотря на геополитическую нестабильность и санкционную войну.
Впрочем, JTI также рассматривала возможность продажи российского бизнеса, но в итоге отказалась от этого варианта. Гендиректор Масамичи Терабатаке весной 2024-го объяснял Financial Times, что компания решила остаться в РФ, чтобы удовлетворить инвесторов, для этого производителю пришлось перестроить цепочки поставок и создать новую структуру российского бизнеса.
Более прозаично о мотивации говорят цифры: на долю России пришлось около 20% общей прибыли JTI в 2023 году. Согласно отчёту JTI за третий квартал 2025 года, продажи в России выросли на 4,7%.
"Можно лишь предположить, что двукратная смена участников дочерних российских организаций в декабре 2025 как раз и связана с продолжением реализации стратегии компании, направленной на сохранение бизнеса в России и ослабления последствий санкций для владельцев российских обществ. А учитывая, что смена участников происходила по следующей схеме: сначала участник поменялся на иную дочернюю компанию Japan Tobacco из другого государства, являющегося членом ЕС, а потом участником стала третья дочерняя компания Japan Tobacco из государства, не являющегося членом ЕС, то также допустимо предположить, что на этом смена участников может не закончиться и следующим участником российских организаций может стать дочерняя компания Japan Tobacco из государства, которое не вводило никаких санкций против России и против которого в связи с этим Россия не вводила ответных санкций", — комментирует младший партнёр VINDER Виктор Сыренко.

