Автор фото: Frantic00/Shutterstock/FOTODOM

Средний чек на ювелирные изделия и бижутерию в Петербурге по итогам 2025 года составил 9866 рублей, что на 7% выше по сравнению с 2024–м.

В понедельник, 19 января, цены на золото и серебро в очередной раз за последний год обновили рекорды. В ходе биржевой сессии цена золота поднималась до $4690,59 за унцию, серебра — до $94,1213 за унцию.
Эксперты Heraeus прогнозируют, что в ближайшем будущем цены могут скорректироваться и консолидироваться с возможным откатом перед новым ростом. В 2026 году рост цен прогнозируется около 10–15%. Высокая стоимость золота и серебра продолжает держать себестоимость ювелирных изделий в Петербурге на высоком уровне.

Полегче и подешевле

Директор по стратегии ИК "Финам" Ярослав Кабаков отмечает, что спрос на дорогие ювелирные изделия в рознице заметно снижается. Продажи в штуках в России в 2025 году сократились примерно на 3%. Потребители стали осторожнее при покупке дорогих украшений, так как цены растут быстрее их доходов.
СЕО Sokolov Николай Поляков поделился с "ДП", что в целом с января 2023 года по декабрь 2025–го учётная цена ЦБ РФ на золото выросла в 1,6 раза, а на серебро — более чем в 2,5 раза. Такая динамика не может не отражаться на среднерозничных ценах.
По данным Росстата, они выросли на 22% в 2023 году и на 34% — в 2024–м. В 2025 году их рост замедлился, так как рынок достиг потолка эластичности спроса, что видно по динамике среднего чека, который кратно отстаёт от роста цен на сырьё.
"За 9 месяцев 2025 года средний чек на рынке прибавил всего 15% из–за изменения структуры массового спроса, который перетекает в серебряный сегмент, в сторону легковесных золотых изделий и изделий с лабораторно выращенными камнями. Игроки рынка вынуждены снижать маржу, менять ассортиментные матрицы и маркетинговые стратегии", — рассказывает Поляков.
По данным "Чек Индекс", средний чек на ювелирные изделия и бижутерию в Петербурге в 2025 году составил 9866 рублей, что на 7% выше, чем в 2024–м. Число покупок при этом снизилось на 5%. Эксперты аналитического центра "Чек Индекс" отмечают, что в сравнении с более высокой базой минувшего года на фоне общего снижения потребления происходит замедление продаж в категории ювелирных изделий и бижутерии. Это особенно заметно в офлайн–торговле.
"Реализацию драйвит лишь онлайн–сегмент, куда продолжает перетекать покупатель из офлайн–сектора", — уточняют эксперты.
Николай Поляков отмечает, что на фоне изменения налоговых режимов в особенно тяжёлом положении оказались небольшие фирмы и компании без собственного производства, работающие по модели реселлинга.

Без оптимизма

Компания 47 Store работает в сегменте дизайнерских украшений из серебра и бижутерии — это локальные художники, малый бизнес. Основатель и управляющий партнёр 47 Store Екатерина Толстая рассказала, что в 2025 году для многих партнёров главным усложнением стало введение 5%–ного НДС (а вместе с этим бухгалтерской отчётности).
Кроме того, вводились всё новые механизмы для работы в системе маркировки драгоценных металлов. Это не просто увеличение налоговой нагрузки, но и дополнительные затраты на организацию, ИТ–решения и человеческий ресурс. Материалы и услуги специалистов становились дороже, а покупательская активность — ниже.
"При такой картине производителям остаётся только повышать цены. Маленькие производители вынуждены поднимать их, чтобы окупать новые затраты на операционные нужды, — в среднем на 25–30%. Производствам побольше, у кого штат уже содержал нужных специалистов, проще — их прайс вырос в среднем на 10–20%", — говорит Толстая.
С начала 2025 года наблюдается значительный спад покупательской активности: общий объём продаж в 47 Store сократился примерно на 10–15%. В отношении 2026 года у предпринимательницы большого оптимизма нет. Ожидается в лучшем случае сохранение текущего уровня продаж.
"Стоимость украшений в рознице снова станет выше уже в феврале — цена на серебро выросла в 2,5 раза и вряд ли откатится к прежним позициям. Многие производства сейчас поставлены на паузу и ждут, как будут разворачиваться события. А некоторые уже рассчитывают новые цены исходя из тройной стоимости серебра по сравнению с прошлым годом", — подчёркивает Екатерина Толстая.

Совсем как настоящие

Основатель ювелирного бренда Mozi Jewelry Дмитрий Кузнецов говорит, что в его компании заложили рост цен на 15–30% по тем изделиям, где это возможно. Помимо металлов заметно подорожали турмалины, изумруды, сапфиры, редкие рубины и другие ценные и полудрагоценные камни.
На рынке бриллиантов ситуация иная — по словам Дмитрия Кузнецова, рост предложения синтетических камней создал серьёзную конкуренцию натуральным. Это привело к снижению закупочных цен на природные бриллианты. При этом наблюдается сокращение запасов, что может повлиять на последующую динамику цен.
"Сейчас особенно активно развивается сегмент изделий с синтетическими бриллиантами. Благодаря активному маркетингу со стороны продавцов и достаточно высокой маржинальности как с точки зрения входа, так и выхода для клиента синтетические камни становятся всё более привлекательными", — добавляет он.
Владелец ООО "Диамида", член совета Ассоциации ювелиров Петербурга Армен Манукян акцентирует внимание на том, что помимо роста цен на драгметаллы существует слишком большое административное давление. В начале 2026 года несколько небольших производителей уже закрылись, но закрытия продолжатся и дальше. Региональные сети уменьшают количество магазинов, а малый бизнес в таких условиях просто не выживет, так как их клиенты очень чувствительны к цене ювелирных изделий.
"Отрасль уходит в тень, уходят мастера, которые работали годами. Потом это ремесло будет не восстановить, так как существует дефицит специалистов. Молодые люди не идут в эту сферу, так как вход в ювелирный бизнес стал сильно дороже. Если несколько лет так всё и будет продолжаться, то ювелирная отрасль в том виде, в котором она есть сейчас, просто уйдёт в историю", — считает Манукян.
В итоге рынок ювелирных изделий характеризуется сильным ростом цен, замедлением темпов роста, значительным удорожанием драгметаллов и камней, постепенным восстановлением цен на бриллианты, снижением спроса на дорогие изделия и ростом интереса к доступным и этичным вариантам.
Ярослав Кабаков заключает, что ювелирные бренды реагируют на это адаптацией продукции и усилением онлайн–продаж, прогнозируя возможное снижение объёмов рынка в натуральном выражении.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.