Безлимитные тарифы мобильной связи могут стать бесполезными, а перевести всё на проводной интернет вряд ли получится.
Перебои с мобильным интернетом становятся фактором, с которым городу приходится считаться, причём не только в бытовом, но и в экономическом смысле. Абоненты начинают чаще задумываться о том, нужны ли им безлимитные тарифы в ситуации, когда использовать оплаченные гигабайты становится всё сложнее.
Бизнес же в попытке минимизировать потери по выручке из–за неработающих терминалов и онлайн–касс подстраховывается проводным подключением, разгоняя спрос. В следующем году все эти тенденции будут лишь нарастать.
Переоценка гигабайтов
Руководитель агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин полагает, что финансово для операторов связи ситуация пока не выглядит трагичной.
"Мобильные операторы не фиксируют драматического падения доходов: люди продолжают платить по тарифам, часть нагрузки уходит в Wi–Fi или фиксированную связь. А сами операторы во многом компенсируют просадку за счёт тарифной политики и дополнительных сервисов", — объясняет он.
Но для абонента работает другая логика.
"Для массового абонента эффективная цена за реально потреблённый гигабайт растёт. Пользователь платит за пакет трафика, но из–за отключений и замедлений не всегда может использовать услугу в полном объёме. Соответственно, для среднестатистического абонента экономическая ценность безлимитных тарифов на мобильный интернет падает, а ценность базовых телеком–услуг (звонок, СМС) растёт", — говорит Брюквин.

Неработающий эквайринг для малого бизнеса - просто катастрофа
Генеральный директор INFOline Иван Федяков, считает, что у большинства абонентов пока нет мотивации ломать отношения с операторами из–за отключений.
"На мой взгляд, все прекрасно понимают, что проблемы с интернетом возникают не из–за деятельности провайдеров. Требования компенсировать время отсутствия интернета чаще остаются на уровне эмоций. Даже в том случае, если возникнет судебная практика, компенсация за несколько часов или даже несколько дней отсутствующего мобильного интернета будет настолько мизерная, что другим абонентам просто развивать эту практику будет неинтересно", — замечает он.
Удешевления связи при ухудшении качества доступа, скорее всего, ждать не приходится. Федяков напоминает, что интернет в России и так один из самых дешёвых в мире.
Брюквин ожидает скорее "перенастройку продуктовой матрицы" без резкой ценовой коррекции.
"Операторы уже начали увеличивать минуты в тарифах из–за роста голосового трафика, но пока без заметного повышения цен. В дальнейшем тарифная политика, скорее всего, будет пересматриваться в направлении “больше минут/СМС и сервисов, меньше акцента на гигабайтах”", — прогнозирует он.
"Деловой Петербург" направил запросы о том, как будет меняться тарифная политика операторов мобильной связи в 2026 году, всем компаниям "большой четвёрки". На момент подготовки материала ответы ни от кого не поступили.
Бизнес и кабель
Для бизнеса вопрос чаще сводится не к цене гигабайта, а к цене простоя. Федяков прямо указывает, что именно стабильность доступа становится проблемой для коммерции. Ведь в условиях отсутствия мобильного интернета может элементарно не работать терминал эквайринга.
Для экономики важен не сам факт частичного доступа, а то, как ломаются привычные сценарии потребления. Если ни клиент, ни бизнес не могут быть уверены, что смогут заказать, оплатить, подтвердить или хотя бы просто куда–то добраться, это обязательно вызывает негатив.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин описывает этот эффект через "невидимые" потери, которые в сумме превращаются в ощутимый удар по выручке. "У нас к отключению интернета в мегаполисе готовы от силы процентов двадцать бизнеса", — считает эксперт.
Юрий Брюквин описывает более долгосрочную модель адаптации. По его мнению, в горизонте ближайших лет мобильный интернет для бизнеса из основного канала превратится в "обязательный, но не единственный".
"Перераспределение спроса уже идёт. Домохозяйства и малый бизнес начинают смотреть на фиксированный интернет как на “якорь стабильности”, а корпоративные клиенты — как на основную “рабочую трубу”", — отмечает Брюквин.
Директор Ассоциации телекоммуникационных операторов (АТО) Алексей Леонтьев утверждает, что многие регионы уже фактически год существуют в режиме почти постоянных ограничений мобильного интернета. Это резко ускорило подключение фиксированной связи там, где раньше она не считалась обязательной. По его словам, фиксируется трёх–пятикратный рост числа заявок, в ряде случаев операторы физически не успевают подключать новых абонентов в привычные сроки. Очереди на подключение кое–где расписаны до конца февраля.
При этом Леонтьев считает, что для людей болезненнее отсутствие интернета дома и на работе, а не в дороге. Здесь возникает важное расхождение с позицией Муртазина, который убеждён, что в мегаполисе "дорожный" слой потребления (карты, бронирования, решения на ходу) формирует заметную часть выручки сервисов, общепита и сферы досуга. То есть один и тот же режим ограничений по–разному проявляется в экономике среднего российского региона и в экономике города–миллионника, где доля сервисов "в движении" выше.
Неокупаемый Wi–Fi
Отдельный сюжет — массовый публичный Wi–Fi как замена мобильному интернету в мегаполисе. Леонтьев считает, что проблема здесь не в технике, а в экономике.
"Нет такого игрока на рынке, кто сказал бы: “Я хочу делать публичный Wi–Fi, чтобы эту проблему закрывать”. Как это окупить, никто не знает. А если никто не знает, как за это вернуть деньги, то и массово этого не будет", — поясняет он.
При этом крупные институты, у которых Wi–Fi и проводная инфраструктура выстроены заранее, проходят периоды ограничений почти безболезненно.
"На повседневную образовательную и научную деятельность петербургского Политеха отключения мобильного интернета не оказывают влияния. Для удобства преподавателей, сотрудников и студентов во всех корпусах кампуса в постоянном режиме работают точки Wi–Fi. Цифровая инфраструктура рассчитана на обеспечение бесперебойного доступа в Сеть даже в условиях резкого увеличения числа пользователей", — рассказал "ДП" проректор по информационным технологиям и цифровой трансформации СПбПУ Андрей Лямин.
Эксперты сходятся в том, что стоимость интернета так или иначе будет расти во всех сегментах. Брюквин допускает, что структура мобильных тарифов будет меняться в пользу минут, СМС и сервисной части, а не гигабайтов. Леонтьев говорит о том, что у региональных операторов растёт нагрузка на подключение, это повышает требования к окупаемости инфраструктуры. Муртазин в свою очередь выводит возможный рост цен из логики компенсации потерь бизнеса.
Самый прямой тарифный риск Брюквин видит в фиксированном сегменте там, где слабая конкуренция, ведь в городах, где есть выбор, по его словам, "резко взвинтить цены практически невозможно".

