Я плачу: какие товары и услуги сильнее всего подорожают в России с 2026 года

Экономист сказала, какие товары сильно подорожают с ростом НДС в 2026 году
Автор фото: Jack_the_sparow / Shutterstock / FOTODOM
Производители продуктов питания предупредили дистрибьюторов и ретейлеров о повышении цен с 1 января 2026 года из-за увеличения НДС с 20 до 22%.
О решении поднять цены на свои товары партнёров уведомили в том числе производители кондитерских изделий "Хлебпром" и "Лотте КФ Рус".
В частности, представители "Хлебпрома" (бренды Mirel, "Русская нива", Dr. Körner, Jr. Korner, Bakerton и др.) подчеркнули в своём обращении, что не включающая НДС цена останется неизменной, тогда как к товарам, отгруженным с начала 2026 года, будет добавлен НДС по ставке 22%.
Тем временем в ООО "Лотте КФ Рус" (бренды Choco Pie, Amante, Chic Choc и др.) сообщили, что до конца текущего года компания будет отгружать товары по ценам с учётом НДС в размере 20%. То же самое касается и заказов, которые должны доставить на склады покупателей уже после 1 января 2026-го.
При этом, учитывая, что датой отгрузки товаров будет признаваться дата передачи покупателю или перевозчику, ретейлеры будут принимать к вычету НДС по ставке, указанной в документах поставщика, отмечает со ссылкой на обращения в адрес дистрибьюторов и розничных сетей "Фонтанка".
Один из крупнейших производителей чая и кофе в России — "Орими Трэйд", — тоже предупредил партнёров о намерении начислять со следующего года 22% НДС на поставляемые товары, чью фактическую итоговую стоимость увеличат на размер более высокой ставки НДС.
В свою очередь представители компании "Кофейный Дом "Хорсъ"" (бренд Egoiste) обратили внимание, что не оплаченные до 31 декабря 2025 года включительно счета аннулируют, если отгрузка товаров так и не состоится до указанной даты.
Автор: Антон Новодережкин / ТАСС
Об изменении налогового законодательства своим контрагентам напомнил в том числе производитель еды быстрого приготовления "Торговый дом "Кухня без границ" (бренды "Вот это да", "Биг Ланч" и др.). В письме компании, в частности, упоминается, что со следующего года при определении окончательной цены товара к согласованной ранее цене без налога на добавленную стоимость будет добавляться НДС по новой ставке в размере 22%, которая будет действовать на момент отгрузки.
В случае с табачной продукцией дела обстоят сложнее. Крупный табачный дистрибьютор "ТК "Мегаполис" тоже предупредил контрагентов о применении ставки НДС на уровне 22% в отношении всех товаров, отгруженных после 1 января 2026 года, независимо от даты заключения контракта, формирования заказа или перечисления аванса. Однако если ретейлеры, работающие с продуктами питания, могут хотя бы поднять конечную стоимость товаров вслед за поставщиком, на табачную продукцию устанавливается максимальная розничная цена, продавать выше которой запрещено.
Закон об увеличении НДС с 20 до 22% с 2026 года президент России Владимир Путин подписал в конце ноября.
Повышение ставки налога на добавленную стоимость отразится на большинстве продовольственных и непродовольственных товаров, однако для социально значимых ставка останется на уровне 10%.
При этом пару дней назад Владимир Путин подчёркивал, что повышение налога на добавленную стоимость рассматривается как временная мера.
Автор: Сергей Елагин / Бизнес Online / ТАСС
Впрочем, назвать точные сроки действия повышенного НДС в Кремле не смогли, а министр финансов РФ Антон Силуанов ранее отмечал, что россияне могут даже не заметить повышения НДС из-за жёсткой денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
"С одной стороны, Центробанк действительно может использовать инструменты для сдерживания инфляции, как это было в 2019 году после предыдущего повышения НДС, — допустила, комментируя заявление Силуанова в разговоре с "ДП", доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат экономических наук Линда Рыжих. — С другой стороны, нужно учитывать ряд нюансов: повышение НДС напрямую увеличивает стоимость товаров и услуг, что отражается на потребительских ценах, поэтому это будет ощутимо для определённых групп граждан".
Согласно прогнозам экономиста, сильнее всего в 2026 году в России могут подорожать непродовольственные товары с базовой ставкой НДС 22%, включая электронику, бытовую технику, мебель и стройматериалы.
"Эти категории напрямую подвержены увеличению налога, так как не входят в перечень льготных", — уточнила эксперт.
Также среди товаров, цены на которые вырастут для россиян со следующего года сильнее всего, Линда Рыжих назвала различные деликатесы, импортные фрукты и некоторые виды напитков.
То же самое касается товаров с высокой долей логистических и производственных затрат. В случае с продукцией, требующей сложных цепочек поставок, увеличение НДС на промежуточные этапы производства может усилить конечное удорожание, объяснила экономист.
Автор: Сергей Ермохин / "ДП"
Заметно в России подорожают в том числе транспортные и туристические услуги, а также услуги ЖКХ и товары малого бизнеса, перечислила Линда Рыжих. В частности,
"Предприятия с низкой маржинальностью могут перекладывать большую часть налоговой нагрузки на потребителей, чтобы сохранить рентабельность. При этом важно отметить, что социально значимые продукты (мясо, молоко, яйца, хлеб, крупы и др.) сохранят льготную ставку НДС в 10%, что должно смягчить рост их цен. Однако на их стоимость могут повлиять другие факторы: рост цен на сырьё, логистику, коммунальные услуги", — обратила внимание Линда Рыжих.
Говоря о мерах, которые могут принять ретейлеры, чтобы цены остались для покупателей плюс-минус на нынешнем уровне, собеседница "ДП" упомянула прежде всего об оптимизации договоров с поставщиками:
"Переход на прямые контракты может снизить издержки, связанные с оптовыми рынками и посредниками, что потенциально позволит сдержать рост розничных цен".
Предотвратить резкое повышение цен может в том числе фиксация или ограничение наценок на социально значимые товары, к которым уже прибегают многие популярные торговые сети, включая "Х5", "Магнит", "Ашан", говорит Линда Рыжих.
Ещё один вариант — оптимизировать логистику, чтобы частично компенсировать увеличение НДС за счёт снижения затрат на доставку товаров, их хранение и другие операционные расходы, отмечает собеседница "ДП".
Также можно принимать участие в государственных программах стабилизации цен, а одной из самых простых мер, к которой могут прибегнуть ретейлеры, чтобы удержать цены на прежнем уровне, является пересмотр ассортимента, указывает экономист: фокус в этом случае будет на товарах с более высокой маржинальностью или на тех, где рост цен менее заметен для потребителей.
"Вместе с тем стоит понимать, что возможности ретейлеров ограничены, поскольку в условиях жёсткой конкуренции и роста других издержек (логистика, аренда) полностью компенсировать повышение НДС без ущерба для бизнеса сложно", — резюмировала кандидат экономических наук.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.