Тонко, но не рвётся: грозят ли Петербургу проблемы с интернетом из-за износа оптоволокна

В Петербурге активно меняют оптоволокно для стабильной работы интернета
Автор фото: Тихонов Михаил/"ДП"

Износ магистральных линий оптоволокна в России близок к максимуму. Однако петербургскому интернету это не угрожает.

Одной из тем, обсуждавшихся в этом году на Пиринговом форуме, крупнейшей российской конференции телеком–операторов, стало состояние магистральных волоконно–оптических линий связи (ВОЛС). В частности, прозвучали оценки, что уже в этом году ресурс будет исчерпан у 50–70% российских линий на направлении запад — восток.
Для Петербурга, где сосредоточено большое количество ИТ–компаний и дата–центров, это звучит особенно тревожно. Тем более в условиях, когда мобильный интернет окончательно стал ненадёжным и непредсказуемым. Если подведёт и проводной интернет, то как бизнес будет передавать свои сверхценные мегабайты?

До предела далеко

Как сообщили "ДП" в пресс–службе МРФ "Северо–Запад" ПАО "Ростелеком", на сегодняшний день в Северо–Западном федеральном округе на обслуживании компании находятся 7 тыс. километров магистральных линий связи. В Петербурге и Ленинградской области — 3670 километров магистральных и внутризоновых линий.
"Все сети находятся в исправном состоянии. Компания регулярно проводит работы по модернизации и техническому обслуживанию, которые основываются на оценке реального состояния кабеля. Инженеры осуществляют мониторинг качества сети и своевременно меняют оборудование и кабель, чтобы обеспечить бесперебойную работу инфраструктуры. Три года назад “Ростелеком” в Петербурге запустил масштабный проект по модернизации сети связи, благодаря которому на сегодняшний день ещё 133 тыс. домохозяйств получили доступ к современному быстрому интернету по технологии PON (медь заменена на оптику)", — добавили в пресс–службе.
Крупные игроки телеком–рынка тоже не видят проблем.
"Волоконно–оптические кабели продолжают эффективно работать и после окончания гарантийного срока. Ресурс волокон существенно выше формальных предельных значений. Важным является не сам срок гарантии, а техническое состояние кабеля. Мы регулярно проводим диагностику и мониторинг всего магистрального контура. Это позволяет своевременно выявлять участки, требующие вмешательства, и при необходимости выполнять точечную замену без влияния на клиентов", — сообщили корреспонденту "ДП" в пресс–службе "МегаФона".
Переход на более высокие канальные скорости, использование дополнительных волокон на существующих трассах и новых маршрутах ВОЛС позволяют компенсировать дефицит пропускной способности без прокладки новых линий. Кроме того, компании строят собственные дата–центры для замыкания объёмов трафика на уровне регионов, оптимизируя загруженные участки магистральных DWDM–сетей (технология, которая позволяет по одному оптическому волокну передавать сразу несколько потоков данных).

Мониторинг и аудит

Всё это успокаивает, но не снимает вопроса о том, что происходит с самим кабелем. Как объясняет ведущий научный сотрудник научной лаборатории "Волоконная оптика" профессор СПбПУ Николай Ушаков, потери в волокне растут по двум причинам.
"Во–первых, кабель десятилетиями лежит в грунте, в нём появляются изломы, микродеформации. Во–вторых, само стекло медленно поглощает воду из окружающего пространства и из–за этого падает его прозрачность. На больших сроках эксплуатации это становится заметно", — говорит эксперт.
При этом к оценкам общего износа он призывает относиться осторожно.
"Эти оценки исходно теоретические. Они основаны на испытаниях старых волокон, но всегда усреднённые и не учитывают конкретных условий трассы. Где–то может быть хуже, где–то лучше. Поэтому корректный подход — не опираться на абстрактные сроки, а смотреть на фактическое состояние линии. Тогда можно локально что–то менять или переваривать, а не выводить из эксплуатации всю трассу вслепую", — подчёркивает Ушаков.
Независимый IT–эксперт Александр Димитриев в свою очередь отмечает, что даже самые лучшие операторы не могут полностью предугадать, где и когда проявятся потери. Нужны сторонние аудиты, тестирование и постоянный контроль за качеством передачи.
"Петербург — город, где цифровой трафик интенсивен, и малейший сбой в магистральной линии мгновенно отражается на работе сотен предприятий. Поэтому сочетание внутренних ресурсов операторов и независимой экспертизы превращает устаревающие кабели в сеть, которая будет готова к нагрузкам завтрашнего дня", — считает он.

Кабель в земле или спутник в небе?

Оптоволоконные линии на сегодняшний день являются основой всей современной связи. Встаёт резонный вопрос: а почему бы не перейти на спутники?
Дело в том, что информационная ёмкость радиоканала невелика. Через одно волокно можно передать в тысячи раз больше полезных данных. При связи на тысячи километров ставятся промежуточные усилители. Аналогов с использованием радиочастот для таких объёмов и расстояний просто нет.
Ключевым для производства кабелей остаётся качество стеклянной преформы. И это — уязвимое место российской инфраструктуры.
Существование виртуальной реальности
зависит от вполне осязаемых процессов и объектов
Существование виртуальной реальности зависит от вполне осязаемых процессов и объектов
Автор: Сергей Ермохин/"ДП"
"С преформами в России действительно есть сложности, это тянется ещё с постсоветского времени — нет технологий, позволяющих делать их достаточно чистыми. Но по тому, что я видел в открытых источниках, и по словам людей, которые этим занимаются, ситуация потихоньку улучшается", — отмечает Ушаков.
Современные мировые технологии тоже дают надежду на будущее. Появление фотонно–кристаллических волокон с полыми сердцевинами способно снизить потери сигнала до минимальных значений и увеличить пропускную способность линий. Правда, производят такое волокно только в Великобритании. И пока это лишь исследовательские партии, которые к тому же стоят очень дорого.
Пока сверхсовременные технологии недоступны, выбором Петербурга (как и других российских городов) остаётся оптика проверенной конструкции и старые трассы с ежегодной профилактикой. Если же кто–то планирует заняться разработкой новых типов волокна на берегах Невы, то у него есть возможность воспользоваться мерами господдержки.
"Персонализированных мер поддержки для разработчиков альтернативных типов волокна нет. Но можно работать в рамках программы “доращивания” технологических компаний под требования крупных российских корпораций, так как ВОЛС широко применяются в различных отраслях, где важна качественная связь. Также здесь применимы грантовые программы, например Минпромторга. Есть и региональные меры поддержки, реализуемые через комитет по промышленной политике, инновациям и торговли Санкт–Петербурга, — субсидии на возмещение части затрат на НИОКР, например, или на внедрение промышленных роботов", — рассказал "ДП" начальник отдела сопровождения технологических и кластерных проектов "Технопарка Санкт–Петербурга" Евгений Николаев.
Александр Димитриев подчёркивает, что критически важно не просто модернизировать отдельные участки, а системно контролировать всю городскую сеть. В среднем строительство одного километра магистральной ВОЛС стоит около миллиона рублей. Но сложные участки с пересечением рек, железнодорожных путей или плотной городской застройки могут обойтись в несколько раз дороже.
"Если смотреть на город как на организм, то каждый километр кабеля — это сосуд. Локальные потери быстро перерастают в общегородской эффект, особенно в бизнес–районах и вокруг технологических парков. Без системного подхода никакие новые волокна не решат проблемы перегруженных каналов", — резюмирует эксперт.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.