В Петербурге предлагают построить временную станцию метро наземного типа. Она бы дополнила готовящуюся к открытию "Юго–Западную" и увеличила доступность подземки для жителей новых кварталов.
В тематических блогах, посвящённых транспорту и урбанистике, обсуждают идею размещения временной наземной станции метро при строящемся депо "Красносельское" на юго–западе Петербурга. Эта инициатива может решить проблему транспортной доступности данной локации, поскольку после открытия первого участка коричневой ветки дальнейшее развитие линии пойдёт в сторону городского центра.
Основные преимущества наземной станции при депо — небольшая сумма затрат и быстрые сроки строительства.
"Если мы вспомним, во сколько обошлась станция “Парнас”, где не нужно было строить рельсы, только накрыть коробкой из кирпича и стали существующие пути, — там цена была 3 млрд рублей. В нынешних ценах это порядка 9–10 млрд рублей. Если же мы посмотрим в открытых источниках, во сколько сейчас расцениваются участки глубокого заложения, и поделим грубо на количество станций, то получим усреднённую цифру порядка 30–35 млрд рублей", — рассуждает исследователь метрополитена инженер Дмитрий Графов.
Станцию глубокого заложения строят 6–9 лет, наземную же можно возвести за 1–2 года в рамках строительства депо, добавил эксперт в разговоре с "Деловым Петербургом".
По оценкам руководителя проектов компании STEP City Георгия Фролова, рассчитанным на основе открытых данных, станция при депо обеспечит 15–минутную пешую доступность к метро для 32 тыс. петербуржцев. А в пределах 15–минутной поездки на наземном транспорте проживают 72 тыс. горожан.
В Петербурге уже есть подобный опыт. Достаточно вспомнить временную станцию "Дачное", построенную в 1960–х годах на ответвлении к депо "Автово". Транспортный узел прослужил более десятка лет, пока не появился новый подземный участок красной линии.
Препятствия устранимы
В ближайшие месяцы начнутся работы по инженерной подготовке пятна, откуда должны стартовать два проходческих щита, чтобы построить будущую соединительную ветвь от тупиков станции "Юго–Западная" до выходного портала на поверхность нового электродепо. В уже утверждённый проект необходимо внести изменения, рассказывает Графов.
"Возможно, потребуется некая перетрассировка коммуникаций, иное размещение служебных помещений и различных производственных сооружений, компрессорных, высоковольтных линий, например, каких–либо сетей. Это только проектировщик может решить. При этом надо понимать, что такой инженерный объект, как метродепо, в определённой степени проще, чем подземная часть. Поэтому можно сказать, что препятствия все эти устранимы", — отмечает эксперт.
Самое главное — найти место под платформу и разворот поездов, объясняет транспортный аналитик Владислав Булгаков. По его мнению, площадку под эти цели можно разместить за станцией, чтобы не мешать проезду составов.
"В теории действительно территорию депо можно попробовать использовать. Но это должен быть абсолютно отдельный объект — без корректировки проекта строящегося депо. Иначе мы уйдём в повторные изыскания, перепроектирование, повторную экспертизу с приостановкой строительства. А вот объект “Строительство временной пассажирской станции” вполне имеет право на жизнь. Строительство можно увязать по срокам. Станция проработает лет десять минимум, если не двадцать", — полагает транспортный инженер, автор телеграм–канала "Сказочный проектировщик" Иван Вергазов.
Технических вопросов для реализации идеи очень много, но прежде всего этого должен захотеть комитет по строительству.
Что думают власти
Примечательно, что одобрительный пост с идеей временной станции вышел в телеграм–канале "Подземник", известном своими инсайдами с петербургских метростроек. По уровню осведомлённости можно предположить, что его ведёт сотрудник "Метростроя Северной столицы" (МССС) или человек, имеющий прямое отношение к метростроению. То есть в профессиональном сообществе позитивно оценивают идею, хотя бы отчасти.
В самом же МССС поясняют, что при строительстве подземки руководствуются генпланом города и заданием заказчика (Комстроя). В этих документах никакой временной станции нет.
Депо "Красносельское" строит новый игрок — компания "Бамтоннельстрой–Мост" ("БТС–Мост"). МССС заключил контракт с подрядчиком прошлым летом. Предполагается, что объект сдадут осенью 2029 года.

Для сравнения: южный участок ветки от "Юго–Западной" до "Сосновой Поляны" будут строить до 2034 года. Такой срок прописан в проекте постановления о распределении средств на объекты адресной инвестиционной программы.
Сложности возникли уже на стадии проектирования. Летом 2023–го выяснилось, что расположение планируемой станции "Петергофское шоссе" попадает в зону палеольдины. Однако власти отказались её сдвигать, решив скорректировать трассировку путей. А в начале этого года власти вовсе расторгли контракт на проектирование с московским "Метрогипротрансом". Впрочем, уже скоро проектировщика купил тот самый "БТС–Мост".
"Это абсолютно правильное направление, самое главное — решить транспортную задачу. Поэтому временная (станция) очень нужна, потому что у нас нет времени строить для жителей далеко и долго. А быстро мы не можем по разным причинам, технологии навёрстываем", — поддержал инициативу глава транспортной комиссии Законодательного собрания (ЗакС) Петербурга Алексей Цивилёв.
Также известно, что идею презентовали депутату ЗакСа Андрею Алескерову, информация об этом появилась на прошлой неделе в соцсетях парламентария. В публикации отмечается, что Алескеров направит запросы в Комстрой и другие ведомства о технической возможности, сроках и необходимых согласованиях.
Ключевые минусы
В недостатки станции при депо можно вписать её расположение: жилые кварталы только с одной стороны, а с другой — пустырь и промзона.
"Но как только метро там появится, не удивлюсь, если девелоперы захотят сделать намыв и построить новые ЖК. И в таких обстоятельствах будет политически сложно отменить станцию, когда метро начнут строить до “Сосновой Поляны”. Сравните, где находится станция “Ленинский проспект” и бывшая временная станция “Дачное”. Они буквально на расстоянии одного квартала находятся. А учитывая все планы по шестой линии, то разница в расстоянии будет колоссальная", — рассуждает Владислав Булгаков.
Временную станцию логично построить при отсутствии бюджета на ветку до "Сосновой Поляны", но если же будет дана команда профинансировать эту линию, то от идеи лучше отказаться, считает эксперт.
Все собеседники "ДП" отмечают, что инициатива не лишена преимуществ.
"Если станцией будут пользоваться 30 тыс. человек в день, экономя по 20 минут ежедневно (а тут, в отличие от сомнительного эффекта от единственной “Казаковской”, плюс будет существенным, ибо расстояние), то в год экономия составит более 3,5 млн часов. При цене человеко–часа в среднем по экономике Петербурга на 2025 год в 650 рублей это более 2 млрд. Скорее всего, и построить наземную станцию на подготовленном участке, и дополнительно гонять туда поезда в пересчёте на тот же год обойдётся существенно дешевле", — резюмирует директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин.

