В Ленобласти заметно выросло производство спиртного, в Петербурге результаты по сравнению с прошлым годом почти не изменились.
По данным некоммерческого партнёрства "Клуб профессионалов алкогольного рынка" (КПАР), с января по октябрь этого года в Петербурге выпустили 8,3 млн декалитров (дал) спиртного без учёта пива. Это на 2,6% меньше, чем за аналогичный прошлогодний период (8,6 млн дал). Сильнее всего в городе сократился выпуск слабоалкогольных напитков, содержащих не более 9% спирта, их произвели почти на 85% меньше.
Больше всего в Северной столице выпускают водки (3,3 млн дал) и других видов спиртного крепостью свыше 9% (2 млн). В первой категории объём остался почти тем же, во второй — рост на 30%. Также выросло производство коньяка и ликёро–водочных изделий с содержанием спирта свыше 25%, оба сегмента прибавили по 8%. Так же уменьшился показатель по игристым винам.
В Ленобласти производители нарастили мощности в 1,5 раза, с 2,9 млн до 3,4 млн дал. Подавляющую долю в структуре производства занимают тихие вина, выпуск которых повысился на 17%, до 2,9 млн дал. Вторая по доле категория игристых вин также прибавила 17% (435 тыс. дал). Именно эти два сегмента обеспечили рост отрасли в регионе в целом, поскольку остальные (водка, другие виды спиртного свыше 9% и ликёро–водочные изделия свыше 25%) хотя и показали снижение, но дают слишком небольшие объёмы.
Глава КПАР Максим Черниговский выделяет несколько трендов в отрасли. Во–первых, это сжатие легального рынка. В натуральном выражении наблюдается просадка по большинству категорий. Денежная выручка выглядит лучше из–за подорожания, но это инфляционный эффект, а не рост потребления.
"Цена — ключевой триггер. Производители и дистрибьюторы “растягивают” переоценку, но итог для полки — стабильный рост, особенно в импортозависимых позициях и винах. Региональные ограничения давят на HoReCa: ужесточение правил для заведений общепита в МКД и дополнительные требования увеличивают издержки легальных операторов и сокращают точки продаж", — отмечает эксперт.
Поскольку часть спроса перетекает в теневой сегмент, включая незаконную онлайн–торговлю, бюджет теряет налоги, а также растут риски качества и безопасности. Потребители либо переключаются на более доступные бренды, либо сохраняют предпочтение премиума, но снижают объёмы покупок.
В цены текущего года уже закладывается заявленное повышение акцизов, чтобы избежать шоковой переоценки после новогодних праздников. Производители проводят оптимизацию.
"Без системной борьбы с нелегальным алкоголем и точечной корректировки регулирования для легальных операторов продолжится падение натуральных объёмов, даже при видимом росте выручки. Для потребителей — рационализация корзины, для бизнеса — ставка на эффективность, СТМ и адресные промо, для государства — выравнивание правил и усиление контроля онлайн–каналов", — резюмирует Черниговский.

