Российские грузовладельцы не выполнили в 2025 году ни одной внутрироссийской перевозки по Севморпути (СМП), об этом "ДП" рассказал директор по стратегии и партнёрствам транспортной компании ООО "Полярная звезда" Павел Ковальчук.
По его мнению, ситуация может измениться в связи с появлением в 2026 году единого оператора СМП.
“
"У нас большие планы по освоению Севморпути, но в 2025-м случилось то, чего никто не ждал, — внутренних рейсов не было. Формально из-за отсутствия оператора. Поставки по Северному морскому пути обладают значительной перспективой, но важно наладить системный сервис, сделать его постоянным и удобным", — рассказал Павел Ковальчук.
По Севморпути по итогам года провезут около 38 млн тонн грузов, об этом сообщил глава "Росатома" Алексей Лихачёв. Этот показатель соответствует уровню рекордного 2024 года — свыше 37,89 млн тонн. Сообщается о росте объёмов транзитных контейнерных грузов. В этом году состоялось уже 23 международных рейса, что в 1,5 раза больше, чем годом ранее. Объём тоннажа контейнерных грузов вырос в 2,6 раза, достигнув рекордных 400 тыс. тонн.
Российские перевозчики называют самым главным недостатком СМП нерегулярность рейсов, а также малое количество контейнеровозов.
“
"Количество внутренних рейсов по СМП не внушает оптимизма: в 2024 году их было всего два, в 2025-м не было вообще. Итого в 2024 году по Севморпути отправили в совокупности 4 тыс. тонн рыбы. Могли бы и больше, но на контейнеровозах ограниченное число розеток для подключения рефконтейнеров. Поэтому отправить весь желаемый объём не получилось", — сообщил Павел Ковальчук.
Грузовладельцы вынуждены накапливать дальневосточную рыбу на складах и лишь только потом, набрав на несколько контейнеров, отправлять в Петербург. При этом суда обычно разгружаются в Мурманске, а далее контейнеры отправляют автотранспортом. По словам Павла Ковальчука, так получается быстрее — грузовик везёт контейнер до Петербурга сутки, в то время как доставка в порты Северо-Запада может увеличить срок на неделю.
“
"Грамотная поставка по СМП получается всегда выгоднее даже самого выверенного железнодорожного маршрута: груз из Камчатки в Петербург по морю будет идти около двух недель до Мурманска, а оттуда сутки на машине. То есть весь процесс займёт у нас около 15 дней", — сообщил Павел Ковальчук.
Подсчитано, что стоимость доставки одного контейнера из дальневосточных портов на Северо-Запад по Севморпути дешевле железнодорожной доставки на 150 тыс. рублей. Если требуется довезти контейнер до Москвы, то выгода составляла 50 тыс. рублей, что также ощутимо для любого заказчика, объясняет Павел Ковальчук.
Перевозчики, которые доставляют грузы по СМП, могут рассчитывать на субсидии от министерства развития Дальнего Востока. Но проблема в том, что они предоставляются не самому перевозчику, а оператору Севморпути. В открытом доступе нет данных по размеру субсидий, как и планов по предоставлению её в 2026 году. Более того, нет информации о самом едином операторе. Власти намерены поручить единому оператору СМП как организацию ледокольной проводки, так и организацию северного завоза. Федеральный закон о северном завозе приняли в 2023-м, в этом году его впервые протестировали. Однако говорить о завершённости процедуры создания единого оператора СМП говорить пока рано, об этом на Транспортной неделе заявил специальный представитель ГК "Росатом" по развитию Арктики Владимир Панов. С его слов, в настоящий момент в регионах только идёт работа по выделению транспортной составляющей по доставке груза в каждый арктический регион.
“
"У каждого региона своя нормативная база и своя схема обеспечения северного завоза", — объяснил он.
По информации Павла Ковальчука, грузоперевозчики пока также не могут выяснить размер субсидий на перевозку груза по Севморпути. Участникам рынка сообщают только финальную ставку по перевозке, без уточнений о включении в неё субсидии от федеральных министерств.,
“
"Получается такая "субсидия Шрёдингера" для владельца груза: вроде бы она есть, но непонятно, то ли ты получил от неё преференции, то ли нет", — говорит перевозчик.

