Снижение погрузки на сети РЖД, перегруженность Восточного полигона и падение перевозок по ключевым номенклатурам формируют запрос рынка на более эффективный подвижной состав, чтобы повысить объём перевозок при инфраструктурных ограничениях. В 2026 году железнодорожные грузоперевозки получат новый, 77-тонный полувагон.
По данным РЖД, погрузка на сети в 2024 году сократилась более чем на 4%, до 1,18 млрд тонн, а в январе-апреле 2025 года спад усилился до 8,6% год к году. Наиболее заметное снижение затронуло строительные грузы (-21,1%), промышленное сырьё (-18,8%), металлургию (до -27,5% по металлолому) и зерно (-32,4%). Даже уголь, традиционно удерживающий высокую загрузку, показал -3,1%.
Эксперты отмечают, что часть падения связана не только с отраслевой конъюнктурой, но и с инфраструктурными факторами. Восточный полигон остаётся ключевой зоной ограничений: высокая загрузка подходов к портам Дальнего Востока сдерживает перевозки и заставляет операторов перестраивать логистику.
Как следует из материалов РЖД, в 2024 году завершён второй, наиболее сложный этап модернизации Восточного полигона. Работы велись на более чем 160 объектах БАМа и Транссиба: от строительства вторых путей на перегонах 323-й км — Людю и Пурикан — Муртыгит до укладки 12,5 км нового пути на участке Кувыкта — Курьян. На обновлённом участке Иса — Мустах уложено 9,1 км второго пути, реконструированы мосты и отводные сооружения. Завершена сбойка Дуссе-Алиньского тоннеля, призванного снять габаритные ограничения на важнейшем направлении.
Несмотря на масштаб работ, полное снятие инфраструктурных "узких горлышек" требует ещё нескольких лет. Именно поэтому рынок всё чаще смотрит на повышение эффективности самих вагонов — для отрасли это реальный способ увеличить объёмы вывоза без роста нагрузки на сеть.

На фоне этих тенденций в том числе летом 2025 года была обновлена стратегия развития Тихвинского вагоностроительного завода (входит в ПАО "НПК ОВК"). Предприятие начало диверсификацию модельного ряда и модернизацию ключевых участков производства, включая станции роботизированной сварки и цех специализированного подвижного состава.
В соответствии с запросом рынка на повышение провозных способностей принято решение о постановке на производство инновационного полувагона второго поколения модели 12-6744. Новая конструкция разработана с прицелом на максимизацию грузовой отдачи состава при ограничениях инфраструктуры.
В техническом плане вагон получил ряд решений, рассчитанных на повышение экономической эффективности перевозок: масса тары снижена на 2 тонны – до 22,5; объём кузова увеличен до 94 м3; грузоподъёмность выросла с 75 до 77 тонн; в конструкции используются элементы из высокопрочной стали с гарантированным пределом текучести 420 МПа, ранее не применявшейся в вагоностроении.
По расчётам предприятия, состав, полностью сформированный из таких вагонов, сможет перевозить до 550 тонн груза больше, чем традиционный парк. В условиях перегруженности Восточного полигона это означает возможность увеличивать реальные объёмы вывоза без роста количества подвижного состава.
Подготовка к серийному запуску идёт по графику. В январе 2026 года на ТВСЗ запланированы пусконаладочные работы: установка новой оснастки, перенастройка автоматизированных линий, адаптация сварочного оборудования. Серийное производство модели 12-6744 стартует в феврале.

До конца 2025 года предприятие продолжит работать в режиме неполного рабочего времени. При этом для сотрудников сохраняются своевременная оплата труда и все предусмотренные социальные гарантии и меры корпоративной поддержки.
Рынок переходит к модели, где эффективность вагона становится одним из ключевых факторов развития. В условиях ограничений Восточного полигона спрос смещается в сторону подвижного состава второго поколения. И, как показывает практика, уже есть первые производители, готовые адаптировать стратегию под эту новую реальность.

