Петербургский рынок секонд–хенда восстанавливается после небольшого кризиса. Клиенты теперь приходят в магазины не за вещами подешевле, а за винтажной одеждой с уникальным дизайном.
По состоянию на октябрь 2025 года в Петербурге работает 586 магазинов секонд–хенда, говорится в исследовании сервиса "Контур.Фокус". За 11 месяцев в городе была зарегистрирована 71 новая организация в этой сфере и ликвидирована 61. Для сравнения: в 2024 году в Петербурге было зарегистрировано 59 новых точек, а в 2023–м — 73. Так что можно говорить о восстановлении и стабилизации рынка.
В целом по стране в 2025 году число магазинов товаров, бывших в употреблении, сократилось несущественно — всего на четыре единицы (–0,06%). Если в октябре 2024 года насчитывалось 6352 магазина, то к октябрю этого года осталось 6348.
“
"Региональная концентрация ярко выражена: почти четверть рынка приходится на Москву, Санкт–Петербург и Московскую область. Калининградская область и Краснодарский край показывают высокий уровень предложения в пограничных и туристических регионах. С учётом осторожного отношения населения к расходам и роста цен на новую одежду покупатели часто выбирают секонд–хенд. Рынку есть что предложить: бизнес зрелый, а конкуренция остаётся высокой", — рассказывает аналитик "Контур.Фокус" Вероника Скороходова.
Выбрались из ямы
Как ранее писал "ДП", представители сферы с 2023 года говорят о возросшей популярности секонд–хендов и комиссионных магазинов. Спрос на вторичном рынке одежды продолжает расти, покупателей становится больше. При этом у петербуржцев сформировалась потребность в правильной утилизации неиспользуемых вещей.
В 2024 году аналитики ресурса "Чек Индекс" замечали, что число покупок в секонд–хендах снизилось на 19%, но при этом средний чек стал выше на 14%. В частности, это было связано с более длительным периодом тепла в европейской части страны — ранним летом и сухим, тёплым началом осени. Также повлияла специфика работы секонд–хендов — преимущественно в офлайн–формате, тогда как аудитория в большинстве своём переходила в онлайн.
В 2025 году популярность магазинов товаров, бывших в употреблении, вернулась на прежний уровень, однако теперь клиентов интересует не покупка более дешёвой вещи, а её исключительный дизайн. На смену приходит ресейл винтажных и брендовых вещей. Так покупатели могут компенсировать уход международных модных брендов.
Конкуренция прежняя
Руководитель сети магазинов "1000 Брендов" Дмитрий Симонов подтверждает, что после ухода популярных иностранных брендов в 2023 году был всплеск активности покупателей. 2024 год прошёл без таких всплесков, но также на довольно хорошем уровне.
“
"Сложно говорить про стабилизацию рынка секонд–хендов. Думаю, большинство надеется на увеличение спроса. Затраты на аренду и зарплату растут быстрее, чем увеличиваются продажи, в связи с этим сложно развиваться. На мой взгляд, рынок практически не вырос в количестве проданных единиц. Рост происходит за счёт увеличения стоимости. Продавцы те же, что и в 2022 году. Так что конкуренция на рынке осталась прежней", — считает эксперт.
Владелица магазина секонд–хенда "Среда" Анна Сучкова согласна с результатами исследования "Контур.Фокус" и подчёркивает, что рынок секондов сейчас стабилен и продолжает развиваться.
"В Петербурге конкуренция высокая. Помимо мотивации для развития бизнеса это положительно влияет на проходимость в магазинах. Я как–то говорила, что трафик с 2020 года стал более целевым. А когда в одном районе несколько магазинов одной направленности, часто покупатель обходит несколько. Поскольку вещи в секондах представлены в единственном экземпляре, чтобы найти что–то по конкретному запросу, нужно обойти несколько магазинов", — отмечает она.
Собрать образ
Анна Сучкова убеждена, что в Петербурге секонд–хенды особенно востребованы. Сейчас спрос смещается в сторону винтажных вещей, которые не отличаются особой дешевизной.
Аудитория магазинов весьма разнообразна. Заходят и те, кто хочет одеться подешевле, и юные реселлеры, охотники за брендами, знающие толк в качестве. Возвращаются те, кто ценит ассортимент и любит носить ту одежду, которой ни у кого больше нет.
“
"В секонд–хенде сейчас можно найти эксклюзивные брендовые вещи из качественных материалов, которые недоступны в обычной рознице или доступны в десятки раз дороже. Для некоторых это становится хобби — найти что–то интересное, уникальное. Сейчас в магазинах секонд–хендов можно собрать уникальный образ за небольшие деньги. Безусловно, цена играет основную роль. Так что сейчас в магазины секонд–хендов приходят абсолютно разные слои населения и каждый находит для себя подходящий товар", — подтверждает Дмитрий Симонов.

