Бунт, туристы, галеристы: прошлое и будущее Центра Курёхина

Автор фото: ТАСС
Автор фото: ТАСС

О роли креативных индустрий и смысле творчества, а также о том, как зрителю перестать бояться и полюбить современное искусство, рассказала Анастасия Курёхина — художественный руководитель Центра современного искусства имени Сергея Курёхина.

Для туристов визитной карточкой нашего города всегда были Эрмитаж, Русский музей и Петергоф. Если говорить о современном искусстве Петербурга, где оно берёт истоки?
— Это явление своими корнями уходит в прошлое, оно и формировалось ещё в Ленинграде в 1980–х годах. Причём в Москве и Ленинграде всё начиналось по–разному, у двух этих школ свои основы и инструменты. Пока в столице 1970–х расцветал московский концептуализм, у нас зарождались рок–культура и собственный художественный авангард. В частности, импульс новому ленинградскому искусству задали выставки неформальных художников в ДК им. Газа и "Невский" (в народе прославились как "газаневская культура"). Например, именно там в параллель с официальным Союзом художников выставлялись работы Анатолия Белкина, Владимира Овчинникова, Юрия Дышленко и многих других.
В конце 1980–х арт–объединение "Новые художники" Тимура Новикова во многом формировало облик сцены Ленинграда — Петербурга — его художники активно участвовали в "Поп–механике" Сергея Курёхина. И уже тогда, в 1980–1990–е, в Ленинград приезжали туристы, которых интересовали не только классическое искусство и история.
Мы видим, что спрос на актуальное искусство силён и сегодня: около 30% посетителей наших выставок в Центре современного искусства им. Сергея Курёхина — это туристы. Но есть и другая тенденция: работы петербургских художников широко представлены на ведущих арт–площадках Москвы, хорошо известны кураторам и коллекционерам мира.
Автор: Валентин Беликов/"ДП"
Что, на ваш взгляд, было движущей силой ленинградского искусства? Бунт?
— Я бы так не сказала. Тогда про бунт никто не думал, это скорее было не сопротивление, а самовыражение. Конечно, сейчас молодёжи сложно представить, что исполнитель не мог просто так взять гитару и выйти на сцену, не будучи участником какого–нибудь ВИА. Но как раз Ленинградский рок–клуб на улице Рубинштейна, 13, в 1980–е дал возможность музыкантам выйти впервые на сцену и сыграть перед публикой с хорошей аппаратурой.
Я хорошо помню, как бывала на всех знаковых концертах, как рождались по–настоящему знаменитые группы. И мне особенно запомнился этот синтез искусств, потому что все были связаны с художниками, музыкантами, танцовщиками, поэтами. Творческие люди из разных сообществ хорошо друг друга знали.
Тогда во всеобщем обмене идеями рождалось что–то совершенно новое, но его посыл не был сосредоточен вокруг протеста автора против окружающей действительности. Это было чистое самовыражение. И если московский концептуализм был более критичен, то у ленинградских художников не стояло цели показать своё "подполье", какие они "несчастные и одинокие", потому что у них были свои места силы. Как раз сейчас у нас проходит выставка "Адреса перемен", которая рассказывает о художественной жизни Ленинграда — Петербурга и его ключевых локациях. И самое главное — искусство этого периода продолжает жить сегодня: картины Новикова и других участников Новой академии изящных искусств продаются и представлены в экспозициях крупных музеев мира.
Применительно ли сегодня само понятие "петербургская школа" к художникам и музыкантам?
— За эти годы расстояние между Петербургом и Москвой в искусстве сильно сократилось, и говорить о "петербургской школе" как об отдельном влиятельном пласте сегодня сложно. Скорее всё зависит от конкретного художника и его видения. Искусство создаётся личностями. На смену "петербургской школе" пришла субъектность петербургских художников и их яркая самобытность. Но появляются и совершенно новые форматы, например стрит–арт, который сложно было представить в 1980–е — никому бы тогда не пришло в голову рисовать на стенах домов на улице, это чистое хулиганство по меркам того времени.
В Петербурге за последние 20 лет появилось немало креативных пространств, но функционал их всегда примерно одинаков: концерты, ярмарки и выставки. На ваш взгляд, каковы задачи культурной институции сегодня?
— Действительно, сегодня в разных городах появляется много креативных пространств, галерей и выставочных площадок. Но если для Центра современного искусства в приоритете поиск музейных экспонатов в коллекцию и экспозиция арт–объектов, то для креативного пространства характерно сочетание элементов искусства и досуга в большей степени. Например, наша коллекция живёт во времени, мы делаем выставки с акцентом на близких нам локальных художников. Но мы не замыкаемся только на больших именах состоявшихся авторов, а активно сотрудничаем и с молодыми художниками.
В обновлённом здании бывшего кинотеатра "Прибой" 11 сентября открылся Центр современного искусства имени Сергея Курехина. Каким вам видится его будущее?
— Для нас важна не только актуализация наследия искусства Ленинграда — Петербурга конца XX века, не только Сергея Курёхина, но и таких важных имён, как Олег Каравайчук, Альфред Шнитке, и многих других деятелей разных направлений. Кроме того, мы планируем исследования цифрового искусства в виде интерактивных проектов и медиаискусства.
Для нас важно проведение фестивалей, которые являются хорошим продвижением для начинающих молодых музыкантов. Например, мы уже не один год проводим международный музыкальный фестиваль SKIF, который традиционно включает в себя синтез музыки, театральных практик, визуального искусства, в частности перформанса. Более того, сейчас мы закупаем инструменты для репетиционных точек, где смогут создаваться новые музыкальные проекты, где музыканты могли бы обмениваться творчеством и здесь же выступать. Для нас поиск новых имён — это двигатель прогресса, возможность узнать, что происходит в мире.
Параллельно коллекционеры, галеристы и кураторы делают большую работу по продвижению искусства. Иногда бывает так, что мы находим новые имена, а потом оказывается, что какой–то галерист уже присматривает работы художников себе в коллекцию. Это важная для культурного сообщества работа.
Если не брать в расчёт исключительно ценителей, то кого ещё вы ждёте в обновлённом центре?
— Чтобы начать понимать современное искусство, достаточно просто ходить к нам. Сейчас мы как раз формируем группу медиаторов, которые будут не просто проводить экскурсии, а помогать формировать зрителю собственное мнение о работах. Любое искусство, а особенно концептуальное, требует подготовки. Но всё зависит от желания самого зрителя — достаточно сделать шаг навстречу. Тем более в скором времени у нас в центре будет много разных концертов, театральных постановок, выставок, появится и кафе, где можно будет после осмотра экспозиции обсудить увиденное. Это очень важно для креативной площадки — дать зрителю возможность осмыслить, пообщаться с единомышленниками. В ближайшем будущем у нас будут проводиться образовательные мастер–классы, лекции, киноклуб.
Что такое современное искусство в принципе, на ваш взгляд?
— Невозможно определить точно, что такое искусство. Искусство как любовь — оно либо есть, либо нет, и мы сразу это чувствуем. Это что–то на уровне чувств, подсознания. Никому не под силу осознать, как появляется искусство, — это вдохновение, дерзкая мысль, которая озаряет всё вокруг. Безусловно, чтобы созидать, нужно иметь теоретические знания, культурный бэкграунд и, главное, интересоваться искусством. Но когда творчество создаётся исходя из сухой логики и целесообразности, то оно теряет свою энергию и перестаёт быть искусством.
Сергей Курёхин говорил так:
"Искусство — это то, что описать нельзя. Это умение играть на музыкальном инструменте плюс что–то".
Насколько для искусства важна лидирующая роль сильной личности?
— Искусство создаётся личностями, но для культуры города пример Сергея Курёхина — это исключительный случай. Многие знакомые москвичи мне часто говорили, что у них не было такого объединяющего артиста, который мог собрать всю арт–общественность города, ради которого художники и музыканты собирались, создавали вместе синтетический экспериментальный опыт, ждали этого как большого события, — как это было, например, под руководством Сергея в Ленинграде в 1980–1990–е.
Как Центр им. Курёхина и креативные индустрии в целом влияют на культурное настоящее и будущее Петербурга?
— Творческие люди и проекты всегда были и остаются нужны городу. Сами того не осознавая, мы постоянно находимся в культурном пространстве, которое наполняет нашу жизнь через самые разные мультимедиаканалы. Не зря ещё в начале года в стране заработал закон о креативных индустриях, который утверждает все виды творческого бизнеса как часть экономики. И конечно, развитие культурных институций выводит качество жизни петербуржцев на новый уровень, сближает людей и делает город привлекательным для туристов. Тяга к прекрасному, красота вокруг вообще делают жизнь более осмысленной.
Старшее поколение хорошо помнит, как в советское время при каждой школе был какой–нибудь кружок или даже драмтеатр, шахматный клуб и т. п. Поэтому сегодня поддержка креативных индустрий — это возвращение к тому, чтобы каждый человек мог окружать себя прекрасным, учиться творчеству и самовыражению. Я думаю, чем больше искусства будет в нашей жизни, тем умнее и добрее будем мы.
Интервью опубликовано в журнале "Контуры будущего". Печатная версия выходит 12 ноября.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.