Права на бренды Xiaomi и Dyson в отношении ряда товаров аннулированы. Такие решения принял Суд по интеллектуальным правам. Причина — неиспользование корпорациями товарных знаков в отношении всего заявленного ассортимента.
Согласно закону, обозначения регистрируются по специальным классам с указанием конкретных товаров и услуг. Неиспользование знака в течение трёх лет является основанием для прекращения его правовой охраны. В этом году такие меры стали активно применяться в отношении западных брендов, заявивших об уходе из России после начала СВО.
Последнее китайское предупреждение
Китайская корпорация Xiaomi Inc. зарегистрировала полтора десятка своих обозначений на международном уровне и 6 — в России, охватив практически все категории по Международному классификатору товаров и услуг (МКТУ). В свидетельстве только на один из брендов перечисляется больше трёх сотен товаров.
В свою очередь московское ООО "Ультра" претендовало на право использовать такое обозначение в отношении канцелярских товаров (в том числе планшетов, печатей и штампов), мебели, посуды, игрушек и ряда других. Аналогичный иск подала и гонконгская фирма Smart Int (SIDL), намеренная продавать под маркой Xiaomi Home ткани, постельное бельё и инструменты (в том числе машинки для стрижки волос и бород).
Возражая против таких исков, корпорация Xiaomi Inc. заявила о широкой известности её бренда в России и активной деятельности на территории нашей страны. В подтверждении использования марки были представлены контракты и таможенные декларации, подтверждающие поставки гаджетов и аксессуаров, сумок, весов, зубных щеток, электробритв и машинок для стрижки, электросамокатов, смарт-браслетов, портативных фотопринтеров, планшетов, зеркал и многих других товаров под спорным брендом.
В то же время доказать продажу большей части указанного истцами ассортимента китайская корпорация не смогла, при том, что существенная часть представленных в Суд по интеллектуальным правам (СИП) документов была отклонена ввиду отсутствия надлежащего перевода. Также суд пришёл к выводу, что ООО "Ультра" претендует на использование знака в отношении не компьютерного, а канцелярского планшета.
Война эмоций
В итоге иски были удовлетворены частично. Вследствие неиспользования товарного знака на территории России СИП прекратил права Xiaomi Inc. в отношении ряда канцелярских товаров, предметов мебели, игрушек, текстиля и других.
Оспаривая эти решения, китайская корпорация обвинила ООО "Ультра" в недобросовестности — "имитации деятельности специально для обоснованности подачи искового заявления". Тогда как SIDL уличил уже Xiaomi Inc. в "мнимом и символическом" использовании спорных обозначений в отношении ряда товаров. 24 октября Президиум Суда по интеллектуальным правам отклонил кассационные жалобы ответчика.
Эксперты напоминают, что три года назад СИП по иску того же SIDL аннулировал права Xiaomi в отношении посуды и иной кухонной утвари.
"В рассмотренных спорах корпорации удалось частично сохранить свои знаки в отношении тех товаров и услуг, которые они реально продают в России. В то же время, другие товары, относящиеся к иным родовым группам и кругу потребителей, были исключены из объёма правовой охраны", — поясняет советник юридической фирмы Nextons Глеб Станковский.
Юрист Адвокатского бюро "Качкин и Партнёры" Ольга Новинская подчеркивает, что вопреки предложениям суда, корпорация Xiaomi не представила доказательства широкой известности своего бренда. А это позволило бы ей сохранить охрану для однородных товаров, даже если она их не реализует.
Если друг оказался вдруг
По данным самого СИП за первую половину этого года он рассмотрел по существу 147 дел о досрочном прекращении прав на товарные знаки вследствие их неиспользования, 124 иска были удовлетворены.
Чаще всего такие иски стали предъявляться к фирмам из "недружественных" стран, три года назад (после начала СВО) заявивших о прекращении деятельности в России. Так, шведская корпорация Ericsson уже потеряла права на одноимённую марку в отношении кондиционеров и иного климатического оборудования,
В середине октября СИП частично удовлетворил иск всё той же гонконгской фирмы SIDL против британской корпорации Dyson Technology. Этот производитель электротехники не смог доказать продажи в нашей стране бытовой химии (стиральных порошков, крема для бриться, средств для загара и пр.), игрушек, строительных инструментов, газонокосилок, мусорных вёдер и иных товаров. Истец (SIDL) не отрицал, что намерен использовать обозначение Dyson home в отношении, в частности, пылесосов, устройств для освещения, отопления, охлаждения и вентиляции, приготовления пищи, а также посуды, косметики и парфюмерии, оружия, ювелирных изделий, бижутерии и других. То есть — по многим категориям составить прямую конкуренцию легальной продукции Dyson.
Имидж — ничто, жажда — всё
По мнению старшего юриста "Городисский и Партнёры" Ярославы Горбуновой, регулярная регистрация знаков с перечнем товаров и услуг шире, чем нужно — обычная практика:
“
"Это позволяет предупредить использование бренда в отношении определенных товаров как для защиты репутации, так и для исключения конкуренции. Даже если такая регистрация будет досрочно прекращена в связи с неиспользованием, как правило, уже подана следующая заявка, регистрация по которой будет не уязвима для атаки в течение как минимум ближайших трех лет", — убеждена юрист.
Саму сложившуюся практику эксперты оценивают неоднозначно.
“
"Решения о прекращении правовой охраны товарных знаков вследствие неиспользования освобождают рынок от "брошенных" обозначений, позволяя использовать их другим игрокам. В определённой степени это повышает риск заблуждения потребителей относительно происхождения товаров, если они ещё ассоциируются с прежним производителем", — полагает Глеб Станковский.
“
"В отношении бытовых приборов знаки Xiaomi оставлены в силе. Однако риск смешения в глазах потребителя остается — увидев даже непривычную продукцию под маркой Xiaomi home они могут думать, что это продукция компании Xiaomi", – отмечает Ольга Новинская.
Маркетологи более категоричны:
“
"Использование схожего обозначения разными производителями даже в разных товарных категориях приведёт к хаусу. Для потребителя все товары под брендом Xiaomi будет Xiaomi", — резюмирует генеральный директор Generation Brand&Communications Борис Григорьев.
