Скидка за верность: почему "карманные" банки маркетплейсов возмутили ЦБ

Автор фото: ТАСС
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина
Из всех актуальных вопросов российской экономики для нас важнейшим являются маркетплейсы.
Их деятельность без устали обсуждают с самых разных позиций. То обвиняют в убийстве традиционной розницы. То ругают за непрозрачную ценовую политику. То призывают наконец разобраться — кто именно наводнил улицы курьерами, носящимися по тротуарам на своих электробайках.
Принятый нынешним летом, после долгих и бурных обсуждений, закон о платформенной экономике ряд противоречий снял. Но далеко не все, да и в силу он ещё не вступил.
О новых проблемах, связанных с маркетплейсами, на днях заговорили на самом высоком уровне. Глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что ситуация, когда маркетплейс предлагает скидки за оплату товаров картами принадлежащего ему же банка, несправедлива по отношению к другим кредитным организациям. Дескать, они тоже хотели бы заставить покупателей оплачивать всё именно их карточками, но платформы им не позволяют.
"Карманные" банки сейчас есть у любого крупного маркетплейса. Без них выстроить полноценную экосистему было бы невозможно. И они всё настойчивее проникают в офлайн: предлагают выпустить не только виртуальные, но и вполне осязаемые пластиковые карты, разместить деньги на депозите и даже снять наличные в брендированных банкоматах.
Разумеется, это не может не волновать представителей банковского сообщества, которым новые конкуренты не нужны. Как не могут не волновать растущие аппетиты цифровых платформ и другие сферы, в которых их присутствие становится всё более ощутимым.
Кажется, уже нет такого бизнеса, который буквально завтра не смог бы купить один из большой тройки игроков. Никто уже не удивится даже появлению брендированной сети пекарен или линейки напитков, оформленных в характерных синих, фиолетовых или жёлтых тонах. Как тут не задуматься о дополнительном регулировании?
Крупные игроки рынка электронной коммерции и государство увлечённо играют в догонялки. Законодательные механизмы (в этих вопросах, в отличие от некоторых других, весьма неторопливые) пока что выступают в роли вечных догоняющих.
А есть ещё и зрители, которые могут болеть за ту или иную команду, но реально повлиять на что–либо возможности не имеют. Это не только покупатели, но и селлеры, которые не располагают тем запасом прочности, что есть у маркетплейсов, но зачастую полностью от них зависят.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.