"Современное искусство всегда разное"

О вдохновении и миссии современного творца, а также о том, каким образом художественные галереи помогают ему взаимодействовать со зрителем, "ДП" говорил с аргентинской художницей Анхелой Копелло и директором по внешним связям музея Эрарта Екатериной Атоян–Милюковой

Как, на ваш взгляд, изменилась роль человека в сегодняшнем мире?

А. К.: Я думаю, что человек до сих пор считает себя центром Вселенной. Однако важно понимать, что мы — только часть всей экосистемы и именно мы несём ответственность за окружающий нас мир. Сейчас в большинстве случаев люди разделяют себя и природу. В то же время о ней необходимо заботиться как о себе. Только так можно достичь гармонии.

Это как раз и отражено в вашем творчестве?

А. К.: В том числе. Необходимо помнить, что мы — не отдельно взятое звено, мы едины с природой. Она может давать нам силы, вдохновение. Но одновременно, если человек не будет проявлять ответственное отношение к ней, природа может его поглотить. Об этом тоже говорят представленные на выставке работы. Например, на многих фотографиях изображено растение кудзу, также известное как пуэрария. Оно было завезено в США с Дальнего Востока, в частности из Японии. В течение 40 лет американцы активно насаждали его распространение как неприхотливой и полезной культуры в сельском хозяйстве. Но в какой–то момент стало очевидно, что растение прижилось и начинает размножаться бесконтрольно. Поэтому был установлен биологический контроль за его популяцией на государственном уровне. Таким образом, становится понятно, как неконтролируемое распространение одного чужеродного вида способно необратимо изменить территории, ещё недавно считавшиеся райскими уголками. И это лишь один из аспектов того, как влияет на своё природное окружение человек.
Е. А–М.: Напоминающие плющ растения можно видеть на большинстве снимков Анхелы Копелло. Действительно, на первый взгляд они кажутся величественными и прекрасными, однако внимательный зритель заметит в них также нечто зловещее. Они как бы наступают. И эта двойственная природная мощь передана в оформлении самой экспозиции. Зрителю предлагается буквально войти внутрь сюжета, окунуться в завораживающие своей красотой и одновременно настораживающие природные ландшафты, помедитировать на качелях в окружении лиан и вместе с художницей подумать о чём–то своём.

Насколько актуальны сегодня такие рассуждения, учитывая, что нашу повседневную жизнь всё больше захватывают технологии и искусственный интеллект? Используется ли он сегодня при создании творческих работ?

А. К.: Я человек аналоговой эпохи, родилась тогда, когда ещё не было искусственного интеллекта. Сегодня я воспринимаю его как инструмент, которым нужно уметь пользоваться. В то же время я надеюсь, что искусственный интеллект не заменит мозговую деятельность человека. Потому что это машина, которая работает без чувств и, соответственно, не может понимать ощущения других. Поэтому при создании фотографий я не пользуюсь искусственным интеллектом. Да, я работаю с цифровой камерой, но это всё. Я использую подставку, выстраиваю кадр, жду свет, не добавляя его искусственно. Можно сказать, ловлю момент. В результате на снимках перед зрителем предстаёт природа без какого–либо монтажа или ретуши — максимально приближенная к своему естеству.
Что касается актуальности, то в последнее время я всё чаще наблюдаю, как люди возвращаются к земле. В Аргентине после пандемии многие устремились жить за город и работать на удалёнке. Сколько лет прошло, а возвращаться в большие города они не спешат. И я знаю, что такая тенденция наблюдается по всему миру. Грустно лишь, что мест на планете, где сохранялась бы девственная, не тронутая человеком природа, с каждым годом становится всё меньше. В Аргентине такие участки можно найти, например, в Патагонии, есть подобные места и в России. И это очень ценно.
Е. А–М.: Экспозиция Анхелы Капелло имеет все шансы найти отклик у зрителей. Привлекая разных художников, со своей философией, индивидуальной техникой работы, мы лишь стараемся показать, каким разным бывает современное искусство. Кто–то тяготеет к классическим форматам, использует в работах отсылки к определённым историческим периодам, кто–то, наоборот, предлагает инновационную подачу, игру света и тени через применение современных технологий, того же искусственного интеллекта. Но в этом–то и заключается суть нашей работы как музея— показать всю многогранность творчества современных авторов. Чтобы каждый посетитель, гуляя по залам, всматриваясь в произведения, находил в них что–то своё исходя из личного жизненного опыта, начитанности и общего кругозора.
Уверена, что произведение начинает жить, когда оно взаимодействует с публикой. И такое взаимодействие действительно происходит. Мы видим это по тому, какое количество раз посетители возвращаются на ту или иную выставку, как часто приходят к нам в течение года. К слову, ежегодно музей посещают более полумиллиона человек.

Если вернуться к самой экспозиции, к сочности красок, переданных в каждой фотографии, то могла бы быть выставка столь же эффектной, если бы была посвящена нашей суровой северной природе?

А. К.: Конечно. Ведь природа всегда величественна в своей естественности, в любой точке земного шара. И у неё есть много граней. Взять тот же Петербург. С одной стороны, осень здесь ассоциируется с дождями, пасмурным небом, с другой — это "золотая" пора и буйство красок, которые вдохновили не одного художника и поэта на создание всемирно известных произведений. И когда меня пригласили организовать здесь свою личную выставку, я сразу согласилась. Для меня это большая честь.

Екатерина, а вы всегда сами выбираете художников?

Е. А–М.: Бывает по–разному. У нас целая кураторская команда, которая знакомится с авторами в России и за её пределами — на ярмарках, форумах, фестивалях, посвящённых современному искусству. И это всегда сотворчество. Да, Анхелу пригласили мы, так как международные проекты — это отдельное важное направление нашей работы. И сегодня музей продолжает использовать все возможности, чтобы показывать зрителям искусство со всего мира. Но часто и сами авторы обращаются к нам. Наиболее прямой путь в данном случае — направить примеры своих работ на сайт музея, где есть специальный раздел обратной связи. Ещё один вариант — подать заявку на участие в ежегодном проекте "Эрарта Премия". Из года в год мы принимаем и обрабатываем более 2 тыс. таких заявок, в то время как на конкурс проходят только 40 работ. Это очень интересный, постоянно движущийся процесс, который даёт возможность авторам узнать больше о музее, а нам — о современных творцах. По итогам данного состязания мы уже организовали более десяти персональных выставок. Причём результаты премии определены благодаря зрительскому голосованию: философия проекта как раз в том и состоит, что главный человек в музее — это посетитель и только благодаря ему творчество автора приобретает значение. А для кого ещё работать художникам, если не для зрителей?
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.