Топ-менеджеры крупных госкомпаний рискуют лишиться сверхвысоких гонораров

Автор фото: Primakov/Shutterstock/ Fotodom

Руководителям компаний с госучастием хотят законодательно урезать зарплаты. Но эти ограничения можно будет обойти.

Гонорары топ–менеджеров принадлежащих государству компаний предлагается ограничить пятикратной зарплатой их подчинённых. Такой законопроект внесён в Госдуму. Сегодня разница в доходах может достигать сотен раз, но нормативные лимиты вряд ли устранят дифференциацию.
Действующий Трудовой кодекс РФ лимитирует трудовые доходы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений и предприятий. Тогда как даже на 100% находящиеся в государственной собственности компании вправе проводить собственную зарплатную политику.
Предельное соотношение среднемесячной зарплаты для государственных организаций устанавливают соответствующие органы власти. Так, в большинстве подведомственных федеральным министерствам предприятий и учреждений руководитель вправе получать максимум в 8 раз больше среднего сотрудника. Для ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" установлен коэффициент 26, ВГТРК, "Останкино" и МИА "Россия сегодня" — 12, и так далее.
Ещё 68 учреждений и предприятий внесены в утверждённый правительством России "белый" список. К примеру, не лимитированы выплаты руководителям Большого и Мариинского театров, Эрмитажа и Государственной Третьяковской галереи, Санкт–Петербургской филармонии, ряда вузов.
Авторы внесённого в Госдуму законопроекта предлагают распространить такой подход на акционерные общества и ООО, более чем на 50% находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Причём для всех устанавливается единый пятикратный лимит.
"Подобное предложение будет положительно отражать принципы справедливого определения заработных плат", — отмечается в пояснительной записке.

Дорогие директора

В настоящее время принадлежащие государству акционерные общества не ограничены в самостоятельном определении гонораров руководящих или иных сотрудников. Так, ОАО "РЖД" в 2024 году выплатило 24 членам правления более 1,1 млрд рублей (по 47,6 млн на топ–менеджера). Тогда как среднемесячная зарплата железнодорожника, согласно годовому отчёту, не превышала 100 тыс. (почти в 40 раз ниже руководителей).
Ключевой управленческий персонал полугосударственного "Сбера" (включая управляющих филиалами, их заместителей и многих других) получил в минувшем году 25,3 млрд рублей. Топ–менеджеры банка ВТБ заслужили 7,9 млрд, члены правления — по 276 млн. Жалованья рядовых сотрудников "Сбера" составили 2,5 млн в годовом исчислении, ВТБ — не разглашается.
Подушевые гонорары членов правления "Ростелекома" превысили 188 млн рублей, "Газпрома" — 175 млн. То есть примерно в 70–80 раз больше среднемесячных зарплат работников телекоммуникационного и газового монополистов.
Кроме непосредственно зарплаты топ–менеджеры получают многочисленные премии, комиссионные, компенсации и иные вознаграждения. В каждой компании, как правило, установлена сложная система выплаты премий и бонусов, основанная на оценке эффективности работы (KPI).
Также определяются вознаграждения членов совета директоров или наблюдательного совета. Фиксированная базовая ставка чаще всего составляет 4 млн рублей, но может быть и выше. Она увеличивается на дополнительные коэффициенты. Например, председателю ко всему прочему выплачивается от 0,5 до 3,5 базовой ставки. Иногда кроме бонусов применяются "штрафы" — пропустивший более половины заседаний и заочных голосований член совета может полностью лишиться вознаграждения.
Эксперты неоднозначно оценивают правила начисления.
"В расчёт среднемесячной зарплаты топ–менеджеров не включаются иные доходы, будь то вознаграждение за участие в органах управления, премии (бонусы), дивиденды, комиссионные и т. д. Таким образом, компании смогут обойти предлагаемые ограничения путём выплаты превышающей части в виде премий или бонусов", — убеждён Антон Кравченко из юридической фирмы "BFL / Арбитраж.ру".
Ведущий юрисконсульт "ЦПО групп" Александра Шмагина обращает внимание, что по общему правилу стимулирующие и компенсационные выплаты (надбавки, доплаты, премии, компенсации и бонусы) входят в состав заработной платы. К ней не относятся дивиденды, материальная помощь и иные выплаты социального характера.
Схожего мнения придерживается и советник юридической компании IMPRAVO Михаил Герман. "Работа в органе управления, премии, компенсационные выплаты являются структурой заработной платы. Само же соотношение всегда будет варьироваться в сторону руководства, особенно в коммерческих компаниях", — добавил он.

Финансы против романсов

Специальные правила установлены Банком России для кредитных организаций. В условиях санкций регулятор лимитировал бонусы топ–менеджерам.
"Однако ограничения на выплаты из фонда оплаты труда пока отсутствуют. Мы разрабатываем дополнительные механизмы, чтобы повысить заинтересованность менеджмента в поддержании финансовой устойчивости банков. Кроме того, планируем оценить возможность внедрения механизма clawback (возврат бонусов, выплаченных менеджменту)", — отмечается в опубликованном недавно докладе регулятора.
Действующие ограничения не помешали двум главным банкам страны в 2024 году увеличить гонорары топ–менеджерам в 1,5 раза. При этом в крупнейшем банке почти половину таких премий составляет так называемое долгосрочное вознаграждение, основанное на предоставленных ключевым сотрудникам акциях банка.
Анонсированный в конце августа законопроект между тем прошёл формальную экспертизу в правовом управлении Госдумы. Это уже третья попытка тех же авторов ограничить зарплаты топ–менеджеров принадлежащих государству компаний. В прошлый раз они, в частности, предлагали установить восьмикратный коэффициент, а выплачиваемые при увольнении "золотые парашюты" лимитировать годовым жалованьем президента.
В правительстве признали такие меры "чрезмерными и создающими препятствия гибкому регулированию оплаты труда". Лимиты не учитывают различный правовой статус государственных учреждений и акционерных обществ, а также принципы получения и использования ими бюджетных средств. Не поддержали инициативы и профильные комитеты федерального парламента.
Тем не менее 15 сентября совет Госдумы включил новый законопроект в примерную программу на ноябрь.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.