Руины дачи архитектора Андрея Штакеншнейдера в поселке Мыза-Ивановка Пудостьского поселения Гатчинского района
01:0219 сентября 202501:02
2644просмотров
01:0219 сентября 2025
Руинированная дача Штакеншнейдера в Гатчинском районе продана на торгах "за 1 рубль". Инвестору предстоит практически с нуля воссоздать федеральный памятник.
ООО "Ленпромкомплект" Владимира Епешина стало владельцем дачи Штакеншнейдера в посёлке Мыза–Ивановка на улице Гатчинская Мельница, 43. Сведения о смене собственника отражены в данных Росреестра.
Объект был продан на торгах. Поскольку речь идёт о памятнике ("Дом, в котором в 1802 году родился архитектор Штакеншнейдер") в неудовлетворительном состоянии, его выставили на конкурс за 1 рубль. На участие поступили две заявки, по итогам торгов цена составила 400 тыс. рублей. По документам площадь дома — 317,8 м2, а его сохранность — 32%. По факту здания не существует, от него остался только фундамент, заросший деревьями и кустарниками. Победитель конкурса вместе с объектом получил участок площадью 1451 м2.
На самом деле дачный дом был построен во второй половине XIX века самим архитектором Штакеншнейдром, во многих документах он обозначается как Розовая дача (по цвету стен). Здание сохранялось до последнего времени. Во время оккупации в нём жили немецкие солдаты и офицеры, после войны на территории усадьбы была создана птицеводческая инкубаторная станция. На первом этаже дачи находился непосредственно инкубатор, выше жили работники. В 1990-2000-х в доме оставалась только одна жительница. Бесхозную часть местные разбирали на стройматериалы и дрова. Затем случился пожар, который практически полностью уничтожил объект.
Как рассказал "ДП" Владимир Епешин, дачу планируется воссоздать и использовать под культурный центр в составе музейно–выставочного комплекса "Гатчинская мельница". Это проект восстановления старинной водяной мельницы на берегу Ижоры, которая также входила в состав усадьбы Штакеншнейдера.
Объём вложений в восстановление дачи на начальном этапе оценить сложно, отмечают эксперты. Однако, по предварительным подсчётам, это потребует порядка 100 млн рублей. Проект восстановления ещё предстоит разработать и согласовать. По данным архивов, в конце 1980–х — начале 1990–х такой проект был подготовлен, на него даже выделили бюджетные средства. Но работы завершились на начальной стадии.
“
"К сожалению, ситуация, когда объект культурного наследия по факту существует только на бумаге, — достаточно распространённая. Если брать статистику по стране, то порядка 20% памятников можно отнести к руинированным. Для деревянных зданий процент ещё больше — окружающая среда и действия вандалов беспощадны к ним. В этом случае правообладатель занимается уже не реставрацией, а воссозданием, используя в работе архивные материалы и данные", — говорит генеральный директор реставрационной компании "Содействие" Димитрий Белоконев.
Немногие инвесторы готовы вкладывать средства в областные объекты, так как коммерческая составляющая, включая сроки окупаемости, таких проектов не самая привлекательная.
"В этом плане Петербургу повезло больше, здесь нередко бизнес инвестирует даже в деревянные объекты", — считает Димитрий Белоконев.

