16:0218 сентября 202516:02
80просмотров
16:0218 сентября 2025
Филантропия — это не просто материальная поддержка каких-либо проектов или необходимая для его реализации экспертиза. Эффекты гораздо глубже. Такие инвестиции влияют на качество культурной среды на разных уровнях и помогают взращивать новое поколение созидателей, уверен Вячеслав Заренков. В беседе с "ДП" известный петербургский меценат рассказал о специфике такой деятельности и идеях, достойных воплощения.
По вашей оценке, какие объекты в Северной столице требуют сегодня более пристального внимания меценатов, если говорить про сохранение культурного наследия?
— Санкт-Петербург — один из прекраснейших городов мира и сам по себе является объектом культурного наследия. Безусловно, необходимо сохранять исторический центр с его уникальными памятниками архитектуры. И следует отметить, в последние годы в этом направлении делается немало: реализуются масштабные программы реновации, последовательно проводится комплексный ремонт старинных домов, притом не только парадных фасадов, но и внутренних корпусов, благоустраиваются дворы. Однако, конечно, не всё удаётся охватить, не все проблемы решить…
Более того, сохранение культурного наследия — это не только ремонт зданий и приведение в порядок коммуникаций, это ещё и память о людях, столетиями создававших эту красоту своим неустанным трудом, вкладывавших свой ум и свои сердца в эти улицы, дома, ограды, сады… Без них город никогда бы не стал таким, какой он есть, — не только выдающимся с точки зрения архитектуры, но и имеющим свою особую ауру, свой дух и свою душу. Необходимо помнить об этих людях и передавать эту память новым поколениям, потому как только на надёжном фундаменте прошлого можно строить достойное будущее. И вот здесь очень часто важной оказывается меценатская поддержка, предоставляющая возможность обратить внимание на какие-то знаковые события и имена и дать таким образом стимул к развитию этой темы, этого направления.
Воссоздавая утраченный памятник архитектуры, привлекая к этой работе молодёжь, мы не только восстанавливаем сам объект, но и взращиваем новое поколение творцов и созидателей. Организуя творческую экспедицию, когда на пленэре студенты день за днём пишут рядом с состоявшимися мастерами, а потом вместе монтируют выставку, мы не только комплектуем фонд живописи, мы создаём новое поколение художников. Выпуская качественную литературу и приобщая к ней читателей, мы способствуем формированию пассионарного мышления, направленного на борьбу добра со злом и правильный образ жизни.

Вячеслав Заренков, почётный меценат Санкт-Петербурга
Подобная работа — это чаще разовые акции, направленные на решение определённых задач, или же должна быть выстроена некая система? Возможно, всё зависит от мотивации и возможностей конкретных людей и организаций?
— Прежде всего важна цель — чёткая цель той или иной инициативы. Важна смысловая нагрузка — понимание, для чего всё это делается. Важно, безусловно, и личное желание реализовать выбранный проект — ведь всё делают люди и конечный результат зависит от решений и действий конкретных людей. Высокий результат может дать и разовая, как вы говорите, акция — когда из искры возгорится пламя. Но намного чаще за масштабным проектом стоит большая системная работа большого количества людей под руководством лидера.
Можете привести какие-то примеры реализованных проектов из вашей практики?
— Таких примеров масса. Это и созданный Григорием Ястребенецким и установленный в Петропавловской крепости памятный знак, посвящённый альпинистам –– защитникам блокадного Ленинграда: Михаилу Боброву, Алоизию Зембе, Александре Пригожевой, Ольге Фирсовой и Михаилу Шестакову. Благодаря их подвигу удалось не только уберечь уникальные архитектурные памятники нашего города от уничтожения, но и сохранить жизни тысячам ленинградцев. Это и возведённый в Лисьем Носу к 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне пятиметровый монумент "Дорога мужества", выполненный по проекту скульптора Виктора Новикова, который сам пережил блокаду 12-летним мальчишкой. Установка этого памятника, посвящённого подвигу Малой дороги жизни, стала началом целого ряда инициатив, в числе которых выход книжной трилогии "Неизвестная блокада", серия творческих встреч с читателями писателей и журналистов, исследующих и поднимающих затем в своих произведениях тему войны и блокады, выставка в Музее обороны и блокады Ленинграда, концерты в филармонии, издание книги для детей и родителей "Азбука блокадного Ленинграда" и многое другое. Это и установленная в Пушкине у собора Святой великомученицы Екатерины скульптурная композиция, представляющая собой фигуру полкового священника, благословляющего русских солдат на ратный подвиг "За Веру, Царя и Отечество!" во время Первой мировой войны.

монумент "Дорога мужества" (автор фото: Дмитрий Песочинский)
Знаковым событием стало воздвижение в Кронштадте памятника протопресвитеру Александру Желобовскому — одному из наиболее выдающихся священников Российской империи. Земной путь Александра Желобовского в течение многих лет был связан с Санкт-Петербургом, где он служил полковым священником Кавалергардского полка, затем был настоятелем Сергиевского собора всей артиллерии на углу Литейного проспекта и нынешней улицы Чайковского, а после основал и 20 лет возглавлял Управление морского и военного духовенства Российской империи на Фурштатской, 29. На посту главного военного священника Александр Желобовский лично способствовал строительству более 100 православных храмов, в том числе Морского Никольского собора, вблизи которого протопресвитеру и был установлен памятник.

памятник протопресвитеру Александру Желобовскому (автор фото: Дмитрий Песочинский)
Возведение Морского собора Николая Чудотворца на Якорной площади в начале ХХ века благословил сам Иоанн Кронштадтский. С этим святым, мы знаем, связана значимая часть вашей биографии — на рубеже ХХ–ХХI веков вы оказали значительную помощь в возрождении Иоанновского монастыря на Карповке. Назовите, пожалуйста, наиболее значимые для вас проекты воссоздания православных святынь в Петербурге.
— Восстановление Иоанновского монастыря на Карповке и его подворья в Вартемягах, возведение храма святого Георгия Победоносца в Купчине, строительство храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, именуемого в народе Спасом на Каменке, — в Приморском районе. В Петроградском районе — храм святой блаженной Ксении Петербургской на Лахтинской улице. По чудом сохранившимся старинным чертежам и фотографиям полностью воссоздан храм Рождества Христова на Песках на 6-й Советской (ранее — Рождественской) улице в Центральном районе.
Эти инициативы находят ожидаемый отклик, поддержку властей и общества или нередко приходится преодолевать препятствия, чтобы осуществить задуманное в изначальном виде?
— По-разному складывается. В Санкт-Петербурге, как и в любом крупном городе, сильна бюрократическая машина и сроки согласования установки новых объектов нередко затягиваются, порой на несколько лет. Но достойные проекты, как правило, всё же в итоге получают воплощение. Так, в частности, было со скульптурной композицией "Семья — залог мира", недавно установленной по нашей инициативе в парке 300-летия Санкт-Петербурга. Пока мы собирали все необходимые документы и подписи, успели возвести подобные объекты в Орше, в Беларуси, в Кисловодске, на Кавказе и даже на Кипре. И только в прошлом году скульптура была торжественно открыта в городе на Неве, близ Финского залива. Зато за это время в парке уже выросли деревья, и теперь счастливая семья среди раскидистых крон выглядит просто замечательно. Без нормальной полноценной семьи общество обречено на гибель. К счастью, в последние годы люди всё больше это понимают, и всё больше молодых пар сразу из загса спешат сфотографироваться на фоне скульптуры — чтобы семейный союз оказался крепким и счастливым.

скульптурная композиция "Семья — залог мира" (автор фото: Алексей Соколов)
Какие проекты сейчас в зоне вашего внимания?
— В ближайшее время в сквере на Свердловской набережной планируется к установке скульптура с символичным названием "Совесть — зеркало души". Её название говорит само за себя. На сложном жизненном пути человека нет более честного и справедливого спутника, чем его собственная совесть. Всегда слушайте свою совесть — она плохого не посоветует.
Визуализация проекта этой скульптурной композиции использована в оформлении обложки одного из ваших сборников афоризмов. Сколько книг вы уже выпустили и каков их главный посыл?
— Изображение скульптурной композиции украшает 13-й сборник моих философских изречений, который я так и назвал — "Зеркало души", подразумевая под этим зеркалом, конечно же, совесть. На данный момент выпущено всего 15 сборников. Выйдет ещё несколько — я продолжаю писать в афористическом жанре. Основная цель этих произведений — с помощью кратких ёмких изречений показать суть происходящего вокруг. В сущности, это жизненные выводы, в основе которых моё понимание добра и зла, счастья и любви, семейного уклада и мироздания. Миссия писателя — передача через литературные произведения вечных нравственных ценностей мира, доброты и справедливости. При этом не имеет значения, профессиональный ли это писатель или любитель — если взялся за перо, знай, что на первом месте должен быть посыл созидания. В противном случае нет смысла и начинать писать.

оформление обложки — художник Ирина Орлова
Некоторое время назад вы заметили, что предпринимателей, желающих заниматься меценатством, могло бы быть больше. Однако этому препятствуют разные причины: недостаток информации о возможностях и преимуществах подобной деятельности, непонимание, с чего начать и куда направить усилия, а также малое количество стимулов и поощрений со стороны государства. Сейчас что-то изменилось по этим трём пунктам?
— Они все по-прежнему актуальны.
Какие изменения в обществе должны произойти, чтобы меценатов стало больше?
— Должны развиваться наука, образование и бизнес. И расти их поддержка со стороны государства. Необходимо повышение ответственности и осознанности всех членов общества, понимание того, насколько все мы и все происходящие в мире процессы связаны — пусть и незримыми нитями. А главное — для этого понимания необходимо просвещение. Каждого человека в частности и общества в целом.