Владельцы баров и Смольный разошлись во взглядах на проблему "наливаек"

Автор фото: Сергей Ермохин/"ДП"
Минимальную площадь в законе о «наливайках» могут снизить с 50 до 30–35 «квадратов»

Власти и бизнес разошлись во взглядах на проблему круглосуточных "наливаек". Стороны с разницей в день провели отдельные пресс–конференции, на которых представили своё видение ситуации.

Нынешняя неделя ознаменовалась вступлением в силу резонансного закона о "наливайках". Он запрещает ночную торговлю алкоголем заведениям, которые не попадают под критерии ресторана: площадь зала не менее 50 м2, отдельный вход со стороны фасада дома, отдельные туалеты для персонала и посетителей, кухня с оборудованием, штат с пятью работниками, включая двух поваров. Под запрет попали не только маскирующиеся под общепит алкомаркеты, но и малые бары, во многом формирующие самобытную барную культуру Петербурга.
Для участников отрасли в окончательной редакции закона стала неожиданной поправка, полностью запрещающая продажу спиртного заведениям с недостающим метражом. В результате бары, обладающие необходимой лицензией, не смогут продлить её в будущем.
"Поправка скорректировала законодательство не так существенно. Давайте будем откровенны друг с другом. Если бар не планировал нарушать, то вся выручка в этом случае организуется в вечернее время, после 22 часов", — заявил председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле (КППИиТ) Александр Ситов.
Как рассказал владелец бара Breaking Bad Роман Кремнев, заведения с залом от 50 "квадратов", но не соответствующие остальным критериям, вынуждены работать до 10 вечера. По его мнению, такие заведения фактически приравнены к магазинам. Бары же с меньшим метражом оказались в ситуации, когда не могут продолжать работу.
При этом представители отрасли до сих пор не понимают, как будет высчитываться та сама площадь зала обслуживания. Как отметил владелец бара I believe Дмитрий Карчевский, КППИиТ якобы регулярно меняет позицию по этому вопросу.
"Федеральный закон, ГОСТы, судебная практика говорят, что место, где бармен готовит кофе, наливает пиво, неотделимо. Как можно обслуживать посетителей, если это не площадь торгового зала. Это существенный вопрос. И кто будет мерить — вначале говорили, что это будут представители комитета, потом неожиданно появилась полиция", — заявил участник рынка.
Ситов же уточнил, что пространство за барной стойкой, куда нет доступа для посетителей, не может считаться частью зала. Аналогичным образом в состав метража не входит закрытый гардероб.
Глава ведомства подчеркнул, что власти будут настаивать на искоренении схемы "магазин + бар" и не видят предпосылок для отмены закона. Рестораторы соглашаются, что закрытие "наливаек" — позитивное событие, но считают более корректным называть это явление лжеобщепитом. Для борьбы с ним, по мнению представителей отрасли, достаточно нескольких исчерпывающих мер.
"В законе, который приняли, есть очень хороший пункт, который полностью отделяет зёрна от плевел: заведения общепита, которые ориентированы на то, чтобы гости употребляли продукцию внутри, от заведений, которые торгуют навынос. Пункт гласит о запрете двойных лицензий и нахождения по одному фактическому адресу бара и магазина. Для этого должна быть стена между помещениями и у каждого помещения должен быть отдельный выход. Это в принципе закрывает все вопросы", — полагает Кремнев.
Принципиальным же аспектом борьбы с "наливайками" рестораторы считают запрет на вынос алкоголя. Это ровно та грань, которая разделяет обычные заведения и лжеобщепит, подчеркнул владелец бара "Ясли" Александр Зарайский.
"Моё личное мнение, что метраж в принципе не имеет никакого отношения к качеству заведения, и сегрегировать по такому признаку бессмысленно. Более того, рассуждая логично, если вам мешает заведение в многоквартирном доме, то, наверное, чем оно больше, тем сильнее будет мешать", — отметил ресторатор.
Кремнев добавил, что для маленьких баров степень ответственности выше, поскольку они не в состоянии платить крупные штрафы и потому больше заинтересованы в сохранении добрососедских отношений с жильцами.
Стороны также разошлись в оценках последствий закона. Александр Ситов не считает, что ограничения приведут к потере самобытности петербургского общепита и понижению культуры вечернего досуга. По расчётам Смольного, требованиям закона не соответствуют 300–350 заведений, расположенных в МКД, 170–200 из них являются "наливайками". Учитывая, что остальные заведения с небольшой площадью, барный сегмент потеряет всего 1–3% посадочных мест.
Бизнес же помимо удара по отрасли перечисляет ещё целый ряд негативных результатов. Как отмечают предприниматели, цены в барных меню неизбежно вырастут, а шумных соседей, устраивающих ночные вечеринки, будет в разы больше. Кроме того, пострадают крафтовые производители, поставляющие продукцию в небольшие бары.
Между тем депутат Законодательного собрания Петербурга Наталия Астахова создала собственный реестр баров, которые пострадают от новых норм, однако пока к ней обратились только 12 предпринимателей.
"Если мы увидим, что очень многие пострадают, мы можем вернуться к рассмотрению и, может, я выступлю инициатором изменения самого метража до более приемлемого. Насколько я с бизнесом разговаривала, с теми, кто подпадает под этот закон, — для них 30–35 метров было бы нормально", — сказала Астахова.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.