Северо–Западное межрегиональное управление Росприроднадзора обязали принять решение по жалобе на несоблюдение экологических требований при планируемом строительстве КПО "Юго–Западный–2".
Индивидуальный предприниматель Юлия Солодкова в мае этого года обжаловала в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти отказ Северо–Западного межрегионального управления Росприроднадзора (СЗМУ) рассмотреть её заявление, связанное с возможным нарушением экологического законодательства при проектировании и строительстве КПО "Юго–Западный–2" (Пениковское сельское поселение Ломоносовского района Ленобласти).
По мнению Солодковой, проектирование санитарно–защитной зоны (СЗЗ) планируемого КПО на этапе разработки градостроительной документации (а именно — на этапе внесения изменений в схему территориального планирования) не проводилось и не проводится.
Запуск комплекса запланирован на 2030 год. По плану сюда будут поступать твёрдые коммунальные отходы IV и V классов опасности и отдельные виды промышленных отходов III–IV классов опасности. Планируемая мощность КПО: обработка — 600 тыс. тонн, утилизация — 360 тыс. тонн и захоронение — 600 тыс. тонн в год.
АО "Невский экологический оператор" (НЭО) только объявило конкурс на проведение инженерных изысканий на потенциально возможном участке строительства с максимальной ценой контракта 51,9 млн рублей. Участок, размер которого 1 млн м2, располагается в деревне Таменгонт и находится в муниципальной собственности.
Этот проект вызывал неодобрение местных жителей. На территории Пениковского сельского поселения находится 19 населённых пунктов и 59 садоводств, где зимой проживает 5–6 тыс. человек, а летом их число возрастает до 8–10 тыс. В радиусе 3 тыс. м от планируемого КПО частично располагаются семь деревень и 12 СНТ. При этом действующим генпланом поселения, прошедшим публичные слушания и утверждённым правительством Ленобласти в 2024 году, размещение объектов производства и промышленности I класса опасности не предусмотрено.
Глава Пениковского сельского поселения Владимир Бородийчук в феврале этого года направил председателю комитета градостроительной политики Ленобласти Игорю Кулакову отказ в согласовании проекта (этот документ размещён на сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования). По мнению муниципального чиновника, планируемое размещение КПО "Юго–Западный–2" окажет негативное воздействие на устойчивое социально–экономическое развитие территории, которая может потерять привлекательность для комфортного проживания местного населения и туристов. Кроме того, участок под планируемое размещение КПО является территорией, ограниченно благоприятной для строительства (характеризуется высоким уровнем залегания грунтовых вод), следует из отзыва Бородийчука.
Обстоятельства, на которые ссылается Солодкова, полностью оставлены без проверки, вопросы, поставленные заявителем, имеют социальную значимость, связаны с жизнью и здоровьем людей, проживающих вблизи планируемого объекта, указал Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти и обязал СЗМУ принять процессуальное решение по заявлению Солодковой.
Управление рассмотрело заявление и дало ответ в установленные сроки, сообщили "ДП" в СЗМУ, отметив, что они не осуществляют контроль за разработкой проектной документации. Документация, обосновывающая строительство КПО, для организации и проведения государственной экологической экспертизы в управление не поступала, уточнили в СЗМУ. Ведомство обжаловало решение суда.
"Мне замешательство Росприроднадзора и Ростехнадзора (Солодкова обращалась и туда тоже. — Ред.) понятно, — говорит руководитель практики земельного права, недвижимости и строительства “Пепеляев Групп” в Петербурге Елена Крестьянцева. — Во–первых, СЗЗ — это гигиенические требования, а не экологические, утверждением СЗЗ занимается Роспотребнадзор. В то же время заявитель просила привлечь к ответственности именно на предмет несоблюдения экологических требований. Во–вторых, в случае строительства проект СЗЗ — это часть проектной документации конкретного объекта. Нет требований разработать проекты СЗЗ всех предполагаемых объектов на стадии территориального планирования. Да это и невозможно, так как проект СЗЗ довольно точный документ". При этом, подчёркивает эксперт, в отсутствие проекта высокой степени готовности можно лишь ориентировочно предполагать, какая может быть СЗЗ, но не разработать и утвердить проект.
"Поскольку суд указал, что обстоятельства, указанные предпринимателем, связаны с жизнью и здоровьем граждан, вероятно, будет инициирована внеплановая проверка, результаты которой определят последствия для строительства КПО", — считает старший юрист экологического направления консалтинговой группы VERSUS адвокат Александр Щеглов.
Елена Крестьянцева сомневается, что обращение может иметь какие–то последствия: оно преждевременно. "Увы, наше законодательство не способствует заблаговременному снятию напряжения в отношениях между гражданами и застройщиками ещё на стадии территориального планирования, так что вероятен конфликт уже на стадии строительства", — прогнозирует эксперт.
“
"Этот спор напрямую не затрагивает вопрос реализации проекта. В рамках судебного дела рассматривается только компетенция органов государственной власти, уполномоченных на рассмотрение дела об административном правонарушении по указанному заявителем составу. Отметим также, что строительство любого КПО возможно после получения положительного заключения экспертизы в соответствии с законодательством", — сообщили "ДП" в НЭО.