Автовладельцев в России ждёт череда нововведений: от анонсируемого на 2027 год ужесточения правил проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения до расширения перечня заболеваний, включая лёгкие расстройства психики, фактически ставящих крест на вождении автомобиля.
Скрыть заболевание будет невозможно — с марта вся информация о социально значимых заболеваниях, к которым отнесены и психические недуги, автоматически попадает в базу МВД.
О том, лишатся ли несколько миллионов россиян с депрессией и тревожностью водительских прав — в материале "ДП".
В России с 2027 года вступят в силу новые правила медицинского освидетельствования водителей, сообщил Минздрав. Ведомство опровергло сообщения некоторых СМИ о том, что нововведения в медосвидетельствовании будут внедрены в России уже с осени этого года.
“
"Изменения в порядок организации медицинского освидетельствования водителей, в том числе изменение формы медицинского заключения, принятые Федеральным законом от 7 июля 2025 г. N 200-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и статью 10 Федерального закона "О персональных данных", вступят в силу с 1 марта 2027 года", — сообщили в ведомстве.
Перед этим органы власти примут все необходимые подзаконные акты и подготовят подробные разъяснения, добавили в Минздраве. В частности планируется:
- увеличить интервал между экспресс-тестами выдыхаемого воздуха (два выдоха с паузой в 25 минут, сейчас это 20 минут);
- установить срок сдачи мочи на в течение 30 минут, при несоблюдении интервала будет назначаться анализ крови;
- хранить биоматериалы три месяца с момента прохождения анализов;
- обследовать водителей без очереди при подозрении на наличие противопоказаний к вождению;
- аннулировать права, если водитель не пришёл на назначенную внеочередную комиссию.
Но всё же, есть новшества, которые ждут автолюбителей уже с 1 сентября 2025 года. Одно из них увеличивает штрафы за непропуск машин с проблесковыми маячками до 7,5 – 10 тыс. рублей и предполагает в отдельных случаях лишение прав на срок от полугода до года.
Также с 1 сентября вступит в силу обновленный перечень противопоказаний, с которыми нельзя будет садиться за руль. Теперь список пополнят:
- органические, включая симптоматические психические расстройства;
- шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства;
- расстройства настроения (аффективные расстройства);
- невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства;
- расстройства личности и поведения в зрелом возрасте;
- умственная отсталость;
- общие расстройства психологического поведения;
- психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ;
- эпилепсия;
- аномалии цветового зрения;
- слепота бинокулярная.
Только за прошлый год в России было зафиксировано около 4 млн пациентов с психическими расстройствами, сообщила гендиректор НМИЦ психиатрии и наркологии имени Сербского Минздрава России, главный внештатный психиатр Минздрава РФ Светлана Шпорт. Две трети недугов — это расстройства, среди которых депрессия, тревожность и другие нарушения.
Цель — снизить число ДТП
Стремление обезопасить дорожное движение имеет под собой основания и меры, принимаемые ведомствами дают свой результат. В научном центре безопасности дорожного движения МВД РФ сообщили, что по итогам первого полугодия 2025 года в России зафиксировано снижение дорожно-транспортной аварийности. Число ДТП снизилось на 1,4% (55 964), погибших — на 3% (5 802), раненых — на 1,8% (69 733).

Самый распространённый вид ДТП — столкновение автомобилей (44,5%), на втором месте наезды на пешеходов (24,9%), на третьем — съезды с дороги (10,7%).
За шесть месяцев почти каждое десятое ДТП (9,4%) произошло с участием водителей в состоянии опьянения либо отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования. При этом жертвы этих происшествий составили почти пятую часть (18,9%) от общего числа погибших на дорогах страны, добавили в ведомстве.
Попытки улучшить статистику путём внедрения новых механизмов проверок могут не принести результат на 100%. Слабое место системы заключается в разрыве между строгим медосвидетельствованием по направлению МВД и формальным подходом к другим медицинским проверкам, рассказал "ДП" председатель комитета по транспорту и логистике Петербургской Торгово-промышленной палаты, кандидат экономических наук Антон Кривошеев.

“
"Там, где речь идёт о наркологии и психиатрии, всё работает твёрдо: обследования реальные, формальности исключены. Если новые правила будут внедрены профессионально, с опорой на медицинские критерии, а не формальные запреты, они действительно помогут убрать с дорог тех, кто объективно опасен за рулём. Безопасность на дорогах повысится", — считает эксперт.
Психиатр, психотерапевт и нарколог Павел Здановский рассказал "ДП", что раньше не было синхронизации базы данных МВД и психиатрических и наркологических диспансеров.
“
"Не было такого обмена информацией. Сейчас, поскольку обмен информацией налажен, соответственно, вышел этот новый приказ, описывающий уже практически все психические расстройства, входящие в перечень противопоказаний", — добавил эксперт.
Ваша психика — в базе МВД
В марте в России вступили в силу поправки в законодательство об охране здоровья граждан, полиции и психиатрической помощи. С этого момента данные о расстройствах психики россиян попадают в базу МВД.
Пока не ясны механизмы, при помощи которых правоохранители будут определять необходимость запрета водителю управлять автомобилем. Также нет понимания, будет ли существовать градация водителей по степени глубины заболевания. К примеру, водитель страдал депрессией, но смог вылечить недуг за два месяца. Смогут ли его лишь прав временно на период терапии, или же будут позволять ему оставаться в это время за рулём — пока не понимают и сами психиатры.
Водить автомобиль при этих заболеваниях мешают скорее не сами нарушения, а проводимая медиками терапия, считает Павел Здановский. Если, к примеру у человека депрессия и он принимает антидепрессанты, предполагающие ограничения к управлению сложными механизмами, то он должен отказаться от вождения. То же самое касается работы на высоте и манипуляций с любой сложной техникой.

“
"Никто не знает, как это будет работать. Но функционирует система взаимодействия МВД с психиатрическими, наркологическими диспансерами, уже понятно: государственные учреждения здравоохранения пишут всё в электронную медицинскую карту. Допустим, врач поставил диагноз, эта информация уже хранится на сервере Минздрава. МВД имеет доступ к этой информации", — сообщил врач.
Эксперт пояснил, что действия министерств при этом не нарушают врачебную тайну, так как есть социально-значимые заболевания, по которым необходима молниеносная реакция ведомств. Поэтому, даже если водитель обратился к психотерапевту с тревожностью (психическое расстройство), информация об этом попадёт в базу и МВД может её использовать.

“
"Тревожность — это психическое расстройство, а психические расстройства все без исключения входят в перечень социально-значимых заболеваний. Почему ведомствам важно знать о них? К примеру, человек с открытой формой туберкулеза отказывается от лечения, тогда ведомства работают с этим человеком, принимают меры к изоляции и терапии. Относительно тревожности могу добавить, что при включении психических отклонений в список социально значимых заболеваний нет градации — лёгкое это заболевание или нет. Недуги психики добавляются в базу без уточнения степени тяжести, выраженности (хронические или острые) — это не важно, так как все они автоматически социально значимые", — добавил Здановский.
При этом эксперт отметил, что информация о недугах не появится в открытом доступе, ей смогут пользоваться только сотрудники Минздрава и МВД. Для представителей других силовых структур и медицинских учреждений сведения будут недоступны.
Заболевших станет "меньше"
Медицинское сообщество видит в нововведении риск отказа россиян от помощи психотерапевтов из-за боязни попадания информации в другие структуры. Осознавая у себя симптомы тревожности или депрессии, человек может воздерживаться от консервативного лечения из-за непринятия передачи информации о его недуге третьим лицам. Также вряд ли найдётся множество людей, которые захотят рискнуть своими водительскими правами.
“
"Риск, конечно, есть. Тем более пока мы не знаем, как всё это будет реализовано. По приказу МВД о взаимодействии с психиатрической, наркологической службой, мы, врачи, должны сами активно информировать силовые структуры о том, что мы выявили у человека какие-то расстройства. Поэтому в теории у правоохранителей есть основания прийти в любой психоневрологический диспансер с нарядом полиции, и спросить, почему не присылается информация, но естественно, никто этого не делает. Задачи МВД не в том, чтобы ходить к человеку с депрессией домой и спрашивать, водит ли он машину. Как будет всё это работать, нас никто не информировал. Но я уверен, что никакого прессинга со стороны МВД не будет", — считает эксперт.

Россия. Санкт- Петербург. жанр ДПС
Сложность также заключается в том, что у разных форм заболеваний разные периоды лечения. Некоторые расстройства, по словам Павла Здановского, можно вылечить за пару месяцев, а терапия других требует от полугода до года. Также эксперт напомнил, что психотерапевты, зная о шизофрении или умственной отсталости у человека, никогда не подписывают такому пациенту справки, дающие ему право управления автомобилем или владения оружием.
Подспорье для коррупции?
Психотерапевт, кандидат медицинских наук Станислав Полторак, считает, что нововведения имеют множество недостатков. Особенность ситуации в том, что раньше был только один критерий — водительские права не давали людям, находившимся на учёте в психоневрологическом диспансере, при этом не имело значения, какое заболевание у него диагностировали.
“
"То есть, это были люди, которые когда-то повели себя не очень адекватно и попали в поле зрения психиатров. Сейчас есть база данных, и психиатры, как минимум, государственных учреждений, должны передавать сведения об обратившихся к ним людям в МВД независимо от диагноза и независимо от того, состоят ли эти люди на учёте. Так что тут вопрос совершенно не медицинский, так как здесь открывается большое поле для коррупции и со стороны медработников и со стороны Госавтоинспекции. Нововведение с медицинской точки зрения абсолютно не выдерживает критики, потому что люди могут бояться обращаться к психиатру, если у них будут проблемы. Психиатрия уйдет в тень", — считает доктор.
По мнению Станислава Полторака, эти меры не будут способствовать снижению числа дорожных происшествий. К примеру, у человека, который вовремя не обратился к психиатру или даже к психотерапевту, на дороге может случиться приступ или иное критическое состояние, и он станет виновником серьёзного ДТП.