В отличие от научного термина бытовое понятие "экология" куда шире. Оно не ограничивается специальными работами по охране окружающей среды или рассказами о животных. Это, по сути, весь кластер литературы, так или иначе связанный с взаимодействием человека и окружающей среды. И несмотря на сетования о том, что современные люди стали меньше читать, интерес к природной тематике однозначно растёт.
Катастрофы в топе
По данным сети книжных магазинов "Буквоед", общие продажи литературы на экологическую тематику выросли на 16% за год. А отдельные книги показали рост продаж даже в 2 раза. Например, книга Брайана Фейгана "Малый ледниковый период: как климат изменил историю, 1300–1850". В ней идёт речь об одном из самых трудных времён в истории Европы, когда небывалое похолодание оставило крестьян без хлеба и заставило людей искать новые способы добычи тепла. Очевидно, что подобный выбор отвечает запросам общества, желающего понять, что творится с нашим климатом.
Специалисты отмечают смещение фокуса интереса от страха перед катаклизмами к анализу, желанию разобраться в происходящем. В лидеры продаж выходят произведения, объясняющие климатические и геологические процессы в контексте истории и науки. Например, "Происхождение. Тектоника плит, климат, океанские течения и другие способы создать человечество" Льюиса Дартнелла — книга о влиянии тектоники плит и океанских течений на развитие цивилизаций. Также пользуется популярностью книга Роберта Хейзена "Симфония № 6: Углерод и эволюция почти всего". В ней рассказывается о роли углерода в формировании жизни на Земле.
Судя по выбору читателей, они всё больше переходят от эмоционального восприятия экологических проблем к рациональному анализу. Аудитория становится более информированной и вдумчивой. Если раньше книги выполняли функцию "тревожного звонка", то теперь читатели хотят глубоких объяснений — как климат формировал историю, как устроены природные системы и какие реальные механизмы стоят за глобальными изменениями.
Популярными новинками в петербургских магазинах "Буквоеда" стали "Климат, или Что рулит судьбой цивилизаций" Александра Никонова и "Планета свалок. Путешествия по многомиллиардной мусорной индустрии" Адама Минтера.
В 2024 году в категории "Науки о Земле. Экология" преобладали книги, акцентирующие внимание именно на катастрофических последствиях климатических изменений и практических руководствах по устойчивому образу жизни. В качестве ярких примеров можно указать "Необитаемую землю. Жизнь после глобального потепления" Дэвида Уоллеса–Уэллса, "Маленькую книгу зелёной жизни: как перестать быть врагом природы и спасти человечество" Марии Ершовой, "Как спасти планету. Наглядные факты о состоянии Земли" Тони Джунипера.
Взрослые "почемучки"
В издательской группе "Эксмо–АСТ" корреспонденту "ДП" сообщили, что читательский спрос концентрируется не столько вокруг лозунгов о спасении планеты, сколько вокруг глубоких и точечных размышлений о том, как устроен наш мир и какова в нём роль человека. Например, "Ловушка эволюции" Альберта Беззеридеса, повествующая о физиологических изъянах нашего тела как о результате пройденного человечеством эволюционного пути. Пользуется популярностью "Пыль" Джея Оуэнса. Это оригинальное и метафорическое исследование мельчайших частиц, которые буквально соединяют наш мир. Через пыль рассказывается история глобальных экологических и социальных процессов. Это особенно ценно в контексте поиска новых точек входа в экологическую тему.
Также обращают на себя внимание книги, затрагивающие философские и междисциплинарные подходы. Например, "Кто придумал Землю?" Максимилиана Неаполитанского — смелая попытка осмыслить нашу планету как идею, как концепт, а не только как геофизический объект. Также вызвала большой интерес читателей книга "Антропология" Лауры Паунтни и Томислава Марича, раскрывающая, как человек, его культура и технологии вписываются в окружающий мир.
В детском сегменте сохраняется запрос на книги, объясняющие природу, например серии "Почемучкины вопросы", где в простой форме раскрываются сложные природные явления.
Ведущий редактор издательского проекта "Лёд" Павел Здешнев подтверждает тренд на научные книги о природе. "В 2025 году мы готовим новинку, которая будет интересна жителям нашей северной страны. Это “Жажда зимы. Поиск красоты в самый суровый сезон” Бернда Бруннера — книга на стыке географии и страноведения, яркий иллюстрированный нон–фикшен. Автор создал настоящую культурную историю зимы: он рассказывает о природе снежинок, особенностях северного типа хозяйства и быта и о рождении моды на зимний отдых в горах — важной части современной туристической отрасли", — рассказал он.
Трудности перевода
Бросается в глаза, что, по статистике торговых сетей, российские читатели чаще всё же выбирают книги зарубежных авторов.
"Отечественные авторы оказываются недооценёнными. Кто тут виноват — непонятно. Может, дело в читателе, голосующем, так сказать, рублём. Но, скорее всего, дело в издателях, отдающих предпочтение известным за рубежом книгам, вместо того чтобы открывать новые имена. С экономической точки зрения это, наверное, оправданно. Но то, что подобный подход лишает нас целого ряда потенциально интересных новинок, — тоже очевидный факт", — поделился с "ДП" близкий к литературным кругам эколог Алексей Краснов.
По его мнению, западные авторы нередко склонны к штампам о "самом удивительном факте", "самом кровожадном или хитром хищнике" и так далее. Такие пассажи могут делать текст несколько детским и не слишком убедительным.
Ещё одна проблема — качество литературного перевода, от которого напрямую зависит, как читатель воспримет текст книги и насколько сможет понять её содержание.
"В результате перевода смысл книги, естественно, сохраняется, но вот изложение иногда оставляет желать лучшего. Слог и манера изложения важны не только для беллетристики, но и для научно–популярной литературы. Если мы хотим повышать экологическую грамотность общества, значит, книги должны быть интересны не только фактографическим содержанием. Это, безусловно, повысит интерес общества к охране природы", — убеждён Алексей Краснов.