Российские аэропорты столкнулись с очередным авиаколлапсом, который на этот раз затронул железнодорожный транспорт. Между тем туроператоры сообщают о возросшей нагрузке и финансовых издержках из-за постоянных ограничений.
Работа российских аэропортов будет подстраиваться под возможные задержки рейсов на фоне введения плана "Ковёр", сообщил глава Минтранса России Андрей Никитин.
В министерстве указали, что вопрос отмены введённого плана является компетенцией Минобороны. Сами аэропорты подстраиваются под введённые изменения, налаживая работу с питанием и отдыхом.
“
"Мы, конечно, будем работать с коллегами из Минобороны, пытаться что-то сделать. Но безопасность здесь — в первую очередь. Понятны неудобства, понятен дискомфорт, но безопасностью пассажиров никто рисковать не будет", — высказался Никитин, отвечая на вопрос о возможностях минимизации задержек рейсов.
По данным "Ведомостей", Минтранс подготовил вместе с Росавиацией план действий на случай закрытия неба и перевода рейсов из столицы в другие аэропорты. Он регулирует деятельность авиакомпаний, аэропортов, единой системы организации воздушного движения и определяет порядок взаимодействиям с компетентными органами, чтобы минимизировать неудобства пассажиров.
Документ также определяет запасные аэродромы в случае введения ограничений. Предписания для авиакомпаний и аэропортов — соблюдение прав пассажиров при задержке рейсов или посадке на запасные аэродромы. Их выполнение контролирует Ространснадзор.

Из-за чего ввели план "Ковёр"
План "Ковёр", предполагающий режим закрытого неба, многократно вводился в регионах РФ с начала боевых действий на Украине. Большая часть случаев связана с атаками БПЛА, из-за которых аэропорты вводят временные ограничения на взлёт и посадку воздушных судов.
В ночь с 20 на 21 июля дежурные средства ПВО, по данным Минобороны, перехватили и уничтожили 74 украинских беспилотника самолётного типа. Из них 23 пришлось на Московский регион (включая 15 БПЛА, летевших на столицу). 14 сбили в Курской области и 12 — в Ростовской, где произошёл пожар после падения обломков БПЛА на объект инфраструктуры на станции Каменоломни.
Атаки позднее продолжились: с 08:30 до 12:30 21 июля силы ПВО сбили 14 украинских беспилотников над Калужской, Брянской, Тульской и Орловской областями.

В каких аэропортах вводились ограничения
Однако аэропорты до сих пор работают в усиленном режиме, оперативно устраняя последствия из-за ранее вводимых ограничений. В Шереметьево для застрявших пассажиров опубликовали схему расположения фонтанов и пурифайеров с бесплатной питьевой водой.
Ограничения вводились в столичных авиагаванях в минувшие выходные: с 19 июля на запасные аэродромы, по данным Росиавиации, ушли 134 самолёта. 78 из них должны были прилететь в Пулково. 45 — во Внуково, восемь в Домодедово и три — в Жуковский. Авиакомпании предупреждали пассажиров о вынужденных задержках и отменах в расписании рейсов.
В качестве запасного аэродрома Пулково приняло к утру 21 июля 22 рейса, перенаправленных в Петербург. Сейчас аэропорт работает с повышенной нагрузкой, операционные службы авиагавани переведены на усиленный график.

Авиаколлапс затронул и железнодорожный транспорт: в РЖД увеличили число мест в "Сапсанах": два поезда (по одному из Петербурга и Москвы) 21 июля уже отправили сдвоенным составом.
Генпрокуратура поручила транспортным и территориальным прокурорам организовать мобильные приёмные для жалоб пассажиров. В ведомстве проводят "анализ состояния законности по вопросу цен на воду" и другие продукты первой необходимости. Прокуроры также взяли под надзор работу основных узловых железнодорожных вокзалов.

Поезда следуют с задержкой
Атака беспилотников привела к массовым задержкам поездов на южном направлении: 20 июля сообщалось об отклонении в расписании 30 поездных составов с отставанием от графика от 2 до 8 часов. Туроператорам пришлось принимать меры по реорганизации отдыха для путешественников, отправляя за ними трансферы по новому времени.
21 июля инцидент с падением обломков БПЛА на станции Каменоломни в Ростовской области привёл к задержкам более 50 поездов ФПК и компании "Гранд Сервис Экспресс". Поезда следуют до станции со сниженной скоростью. Отставание от графика доходит до 4,5 часа.
“
"Для координации работы по ликвидации последствий происшествия на СКЖД действует оперативный штаб", — добавили в РЖД.

Какие риски несут туроператоры
Постоянные ограничения в работе аэропортов повышают операционную и финансовую нагрузку на туроператоров, подчёркивают опрошенные "ДП" участники рынка. Форс-мажор приводит к необходимости перестраивать логистику, включая поиск альтернативных рейсов, маршрутов и авиакомпаний, сообщает туроператор Anex. Изменения в расписании требуют обработки запросов от партнёров и оперативного оповещения об изменениях.
“
"При задержке рейсов мы продлеваем проживание ещё тех туристов, кто не улетел с курортов. Важно отметить, что в подобных ситуациях клиенты туроператоров всегда оказываются в более безопасном положении, чем самостоятельные путешественники", — сообщили в компании.
Туристы звонят турагенту или туроператору, которые работают в таких случаях как психологическая помощь, отмечает генеральный директор туроператора "Арт-Тревел" Мария Ушакова.
“
"Здесь крайне важно понимать, что туроператоры, турагенты и авиакомпании делают всё возможное для того, чтобы облегчить жизнь застрявшим клиентам. Это форс-мажор, который невозможно предугадать. Финансовая и психологическая нагрузка становится общим бременем. Мне самой приходилось сталкиваться с подобными задержками", — признаётся спикер.
Страховые организации не спешат брать на себя ответственность за такие риски, как закрытие границ или приостановки авиаперелётов: подобные события относятся к категории непредсказуемых, и оценить соответствующие риски крайне затруднительно, предупреждает эксперт компании "Премьер Туризм" Камила Велибекова.
Финансовые издержки, как правило, несут авиакомпании, которые обязаны обеспечивать питание, проживание, а иногда и компенсации пассажирам. Однако существуют нюансы договорных отношений между перевозчиками и операторами, которые могут повлиять на их ответственность за задержку рейса.
“
"Например, у авиакомпании может быть заключён детализированный договор с туроператором, по которому операторская компания будет нести определённую долю ответственности за задержку рейса. Всё зависит от причин задержки и договорённостей между авиакомпанией и туроператором", — пояснила Велибекова.

Операторы работают с клиентами в индивидуальном порядке: застрявших пассажиров необходимо успокоить и разработать для них альтернативные варианты перебронирования. Подобные ситуации требуют формирования стратегий перенаправления целых туристических потоков.
“
"Дополнительная нагрузка ложится и на постобслуживание — после возвращения многие туристы направляют претензии с требованиями компенсировать, например, те сутки, на которые они опоздали из-за отмены или задержки рейсов в аэропорту. Несмотря на это и ситуацию в целом, стоимость туров не увеличивается. Основные финансовые потери несут, конечно, авиакомпании из-за вынужденного простоя воздушных судов и задержек рейсов. Однако и туроператоры несут значительные убытки, связанные с компенсационными выплатами и резким увеличением рабочего времени персонала — стандартный 8-часовой рабочий день нередко растягивается до 12 часов", — рассказала руководитель международных проектов "Слетать.ру" и управляющий директор туроператора Let’s Fly Любовь Воронина.
За простой и издержки, вызванные авиаколлапсом, правительство намерено выделить аэропортам России 6,4 млрд рублей в качестве мер поддержки. Ассигнования будут направлены воздушным гаваням центра и юга страны и пойдут на частичное возмещение расходов, которые аэропорты понесли с декабря 2024-го по июнь 2025 года, включая обязательства по кредитам.
"ДП" рассказывал, как изменится у туристов спрос на российский юг после запуска авиарейсов в Геленджик, где открыли воздушную гавань после трёх лет простоя.