Нелегалы поневоле: что не так с "амнистией для мигрантов"

Реестр работодателей с нелегальной занятостью пополнили почти 200 компаний
Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

Амнистия для мигрантов пока что не может заработать в полную силу. Мешают юридическая неграмотность и социальное напряжение.

За первое полугодие 2025 года в недавно созданный реестр работодателей с нелегальной занятостью было внесено уже 167 компаний. Ужесточение миграционной политики ощущают на себе как сами иностранцы, прибывающие в Россию с целью устроиться на работу, так и компании, пытающиеся решить проблему кадрового голода при помощи найма граждан других стран. Снизить напряжённость в этом вопросе была призвана так называемая "амнистия для мигрантов", объявленная президентом РФ в конце 2024 года. Однако её реализация не обходится без сложностей.

Снежный ком из ошибок

Амнистия, позволяющая мигрантам, допустившим нарушения, восстановить легальное пребывание в России, должна была закончиться ещё 30 апреля. Однако была продлена до 10 сентября 2025 года.
"Самая веская объективная причина продления амнистии — не все успели ею воспользоваться. Процесс небыстрый, а информирование было недостаточным. Затянувшаяся амнистия — не часть новой миграционной политики, а “заплатка” для неподвижного законодательства. Проблемы обсуждались давно, инициативы для их решения, такие как цифровой профиль мигранта, внедряются крайне медленно. Поэтому и нужна такая длительная амнистия", — объясняет Сергей Андрейцо, доцент РАНХиГС и ГУАП.
Важно понимать, что смысл амнистии не в том, чтобы заочно признать легальным пребывание всех мигрантов, оказавшихся в России. Если незаконно пребывающему на территории РФ уже назначена депортация или выдворение, то для него амнистия никаких новых возможностей не открывает. "Такая категория иностранных граждан может претендовать на урегулирование правового статуса в период амнистии только в случае отмены или изменения судебного постановления в рамках апелляционного или кассационного пересмотра", — разъясняет Андрей Фоменко, управляющий партнёр юридического бюро Expat.
Указ президента подразумевает возможность легализации только для тех, кто сам пожелал выйти из тени. Ведь далеко не всегда речь идёт о злонамеренном нарушении правил. Нередко возникает ситуация снежного кома, когда одно случайное нарушение (например, просроченный документ) влечёт за собой целый комплекс проблем, делающих легальное пребывание в России невозможным.
Если нелегал до амнистии являлся с повинной, желая устранить свои проблемы, его ожидала депортация или выдворение с запретом на въезд в РФ. Оказавшись в такой ситуации, но желая продолжать работать в России, он был вынужден трудиться за "чёрную" зарплату.
Сергей Андрейцо уверен, что миграционная амнистия должна положительно сказаться на рынке труда. Легальному работодателю будет легче найти сотрудника, мигранту — проще и безопаснее трудоустроиться, а государство снова получит с его заработков налоги. Однако эксперт обращает внимание и на региональное законодательство. "В субъектах РФ всё больше ограничивают сферы для работы трудовых мигрантов. Петербург не в авангарде этой тенденции, но в некоторых других регионах запреты уже действуют и касаются многих сфер труда", — подчёркивает он.

Кнут и пряник

В 2025 году начали работать два новых реестра, призванных навести порядок в сфере трудовой миграции. С 1 января — Реестр работодателей с нелегальной занятостью, с 5 февраля — Реестр контролируемых лиц (РКЛ). В последний попадают иностранцы, пребывание которых на территории РФ МВД сочло нелегальным. На попавших в РКЛ накладывается перечень ограничений, важнейшее из которых — запрет на совершение банковских операций на сумму более 30 тыс. рублей в месяц. Выйти из реестра можно либо покинув Россию с дальнейшим запретом на въезд, либо легализовав своё пребывание в РФ как раз с помощью амнистии. Проблема в том, что многим для этого нужна помощь юристов.
"Оказание юридических услуг лицам, внесённым в РКЛ, вызывает вопросы у юристов, но полного запрета на их оказание нет", — поясняет Андрей Фоменко.
Тем не менее многие юристы предпочитают ограничить своё взаимодействие с такой категорией клиентов. Аналогичную осторожность проявляют и нотариусы. "Мы уже неоднократно сталкивались с отказом нотариальных контор в оформлении лицам, включённым в РКЛ, доверенностей на право защиты по административным делам и спорам с органами власти, без права совершения сделок или распоряжения имуществом. Считаем это незаконным", — делится Андрей Фоменко.
Проблемы возникают разные. Встречаются необоснованные решения о включении человека в реестр. В одном из случаев гражданин Германии был дважды внесён в РКЛ с интервалом в несколько недель. После первого внесения было подано обращение и он был исключён, но через неделю снова попал в реестр. По словам Андрея Фоменко, таких кейсов достаточно много.
Другой пример — женщина, столкнувшаяся с приостановкой банковского обслуживания из–за поступившей в банк информации о её внесении в РКЛ. Однако она уже 2 года является гражданкой России, хотя договор банковского обслуживания действительно заключался, когда она не была таковой.
У работодателей — свои проблемы. Андрей Фоменко обращает внимание, что интернет–портал для проверки лиц, включённых в РКЛ, позиционируется не просто как информационная система справочного характера, а как рабочий инструмент для соблюдения ограничений по взаимодействию с иностранными работниками. Поэтому фактически на работодателя возложено бремя доказывания должной осмотрительности при работе с иностранными работниками. А если они с этим бременем не справляются, то могут сами угодить в реестр работодателей с нелегальной занятостью. Впрочем, теневая сторона есть и здесь.
"Некоторые работодатели не только способствуют мигрантам в нелегальном пребывании, но и обманным путём убеждают купить регистрацию и прочие поддельные документы. Проблема правовой грамотности трудовых мигрантов всё ещё играет большую роль", — подчёркивает Сергей Андрейцо.

Социология в минус

"Мигранты составляют всего около 10% работников в Петербурге, однако город не может полностью отказаться от трудовой миграции", — рассказала "ДП" руководитель пресс–службы комитета по труду и занятости населения Петербурга Мария Алексеева.
По данным комитета, в 2024 году в Петербурге работали 349,6 тыс. трудовых мигрантов. Лидирующие секторы занятости: строительство, промышленность и спектр услуг.
В комитете по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт–Петербурге (КМОРМП) сообщают, что последние годы петербуржцы всё негативнее оценивают состояние межнациональных отношений в Северной столице. Положительных мнений по данному вопросу в 2022 году было 66%, в 2023–м — 57%, а в 2024–м — только 43%. КМОРМП ведёт данную социологическую статистику с 2014 года, тогда показатель был 44%, а дальнейшие несколько лет стабильно держался в диапазоне 58–69% с небольшими перепадами.
Также до рекордно низких показателей откатился процент петербургских мигрантов, сдавших экзамен на знание русского языка. Эта статистика велась с 2015 года, и число мигрантов, знающих государственный язык, росло с каждым годом — с 89 до 98%. В 2024 году данный показатель впервые опустился до 80%.
"На сегодняшний день межнациональная обстановка в городе в целом стабильная. Конечно, с началом специальной военной операции напряжение усилилось, об этом говорит возросшее количество негативных инфоповодов, в первую очередь в интернет–пространстве. Общая тенденция такова, что любому происшествию, даже бытовому, придаётся окрас межнационального конфликта", — делится наблюдениями пресс–секретарь КМОРМП Михаил Шефер.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.