Архитекторы VS Девелоперы — возможен ли баланс между экономикой и творчеством

Автор фото: Оргкомитет конкурса "Доверие потребителя"

На бизнес–завтраке в рамках конкурса "Доверие потребителя–2025" состоялась дискуссия "Архитекторы VS Девелоперы".

Темой обсуждения стал вопрос, как им найти общий язык, чтобы создать баланс между экономикой и творчеством в строительстве жилых комплексов.
"В названии звучит слово "VS" — противостояние. Но мы здесь не для спора, а для поиска баланса, — отметила модератор дискуссии основатель маркетингового агентства SETEVIE Евгения Гончарова. — Сегодня за одним столом — те, кто формируют не просто здания, а среду, в которой будут жить. Но часто эти два мира — архитектура и девелопмент — разговаривают на разных языках". С одной стороны — экономика, сроки и нормативы, с другой – ценность среды и выразительность.
"Архитекторы говорят: "Нам не дают творить!" Девелоперы отвечают: "Нам нужно строить эффективно!" Но рынок меняется. Пользователи становятся требовательнее. Ценность проекта выходит за рамки фасада и цены за метр", — считает Евгения Гончарова.
Генеральный директор агентства недвижимости ГК "КВС" Анжелика Альшаева отметила, что каждый проект уникален и требует индивидуального подхода. "Иногда на первый план выходит художественная идея, иногда — функциональность, но в любом случае мы стремимся к тому, чтобы итоговый продукт был и красивым, и удобным для жизни".
Порой условия девелоперов бывают достаточно жесткими, отметил Евгения Подгорнов, директор и главный архитектор Архитектурной студии "ИНТЕРКОЛУМНИУМ". Однако, иногда архитектору настоять на своем видении необходимо. — Особенно в случаях, когда девелопер выходит на рынок впервые, и у него не хватает практического опыта.
Обсуждался вопрос создания выразительных проектов в спальных районах.
По словам Олега Манова, руководителя Архитектурной мастерской FUTURA–Architects, на первой стадии проекта оптимально предлагать заказчику несколько вариантов — тот, что хочет заказчик, что предлагает сам архитектор, и тот, что «ложится» в контекст территории. И зачастую оказывается, что красиво — это не всегда дорого.
Автор: Оргкомитет конкурса "Доверие потребителя"
Директор по проектированию Группы RBI Павел Быков отметил, что архитекторы часто предлагают отличные решения, но их реализация в рамках бюджета требует совместной работы. Например, кирпичный фасад можно сымитировать десятками способов, но и разница в стоимости будет колоссальной. На дорогих элитных проектах можно не экономить, но есть и другие сегменты, другие качественные проекты, где можно и нужно добиваться хорошего результата при меньших затратах.
Дискуссия коснулась ограничений нормативов, усложнения проектов архитекторами и несоответствия фасадов на рендерах реальности.
Также обсуждался вопрос планировок. Анжелика Альшаева подчеркнула важность безошибочного выбора проекта: "Нет ничего хуже, чем ошибиться с градостроительным продуктом. — Потому что это история в долгую. Если ошибся с ценой, ее можно откорректировать. А вот планировочные решения исправить нельзя. Я не видела еще ни одного идеально выполненного технического задания. Это всегда компромисс. Договориться с архитекторами можно, но далеко не всегда". Между тем любое архитектурное бюро должно иметь творческое начало и блюсти свою эстетическую составляющую.
Директор по развитию ГК "ТРЕСТ" Михаил Погодин отметил, что планировка должна "продавать себя" и разрабатываться девелоперами совместно с отделами рекламы и продаж, а архитекторам потом передаваться уже готовое техническое задание.
Архитекторы стремятся к созданию шедевров, а девелоперы — к соблюдению сроков и бюджета. Председатель Объединения архитектурных мастерских, директор УРБИС–СПБ Олег Харченко считает, что «архитектурный труд, безусловно имеющий очень сильную и престижную творческую составляющую, индивидуальность и персонификацию, в результате которого инвестор получает уникальный продукт, сегодня усилиями всего сообщества девелоперов становится рыночный товаром, который в перечне расходов идет отдельной строкой — наравне со стоимостью арматуры или монолитного бетона".
Имя архитектора редко фигурирует в маркетинге, что объясняется отсутствием их участия в коммуникациях, хотя архитекторы считают, что это обесценивает их работу.
Анжелика Альшаева отметила, что многое зависит от класса жилья и позиции архитектора. "Если это массовая застройка, то сам архитектор не очень хочет, чтобы звучало его имя".
Исполнительный директор оргкомитета конкурса "Доверие потребителя" Валентина Нагиева подчеркнула, что конкурс уже три года при подведении итогов упоминает авторов архитектурных проектов объектов финалистов. Олег Харченко уверен, что упоминание авторского коллектива повышает статус, индивидуальность и ответственность архитекторов, а конкурс этому способствует. Это важно для всех участников проекта.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.