Петербуржцы оценили преимущества коротких полисов ОСАГО: их продажи в январе–марте выросли при общем снижении премий страховщиков. Но какого–либо серьёзного роста рынка по итогам 2025 года участники не ожидают.
Общий объём премий на рынке ОСАГО в Петербурге по итогам I квартала 2025 года составил, по данным ЦБ РФ, 3,6 млрд рублей, снизившись на 5,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В целом по России за первые 3 месяца премии выросли на 1,4%. Так что Петербург идёт вразрез с общероссийской динамикой.
Доля региона в совокупных сборах по всей стране уменьшилась с 5,2 до 4,9%, что говорит об отличии тренда в нём от общероссийской динамики, комментирует управляющий директор группы рейтингов страховых компаний агентства "НКР" Евгений Шарапов. При этом он обращает внимание на значительный — на 25% — рост количества проданных полисов ОСАГО по итогам I квартала 2025 года к аналогичному периоду прошлого года. Такая динамика может свидетельствовать о росте популярности коротких полисов среди автовладельцев. По данным ЦБ, в I квартале в городе было заключено 425 477 договоров ОСАГО против 340 354 в том же периоде прошлого года.
Рост популярности краткосрочных полисов — общерыночная тенденция. Такое страхование позволяет распределять затраты в течение года и не оплачивать полис в период временного простоя автомобиля, например во время ремонта. Также короткие полисы очень востребованы у водителей такси. По данным ЦБ, в I квартале в РФ было заключено 9,8 млн классических договоров ОСАГО (с годовой продолжительностью), из которых 8,3 млн — с обычными автомобилистами и 868 тыс. краткосрочных полисов средней продолжительностью 2,8 дня (98,7% из них приходится на такси). Средняя стоимость краткосрочных полисов составила по итогам I квартала 306 рублей, а для такси — 272 рубля при средней продолжительности страхования 2 дня.
В целом по России в I квартале 2025 года количество проданных полисов выросло на 14,1%, а средняя премия (с учётом полисов разной длительности) снизилась на 11,2%, до 7,4 тыс. рублей. Существенную роль в этом сыграл рост продаж коротких полисов ОСАГО с невысокой премией, согласна директор группы финансовых институтов "АКРА" Алла Борисова. Кроме того, по её словам, на снижение стоимости оказывает влияние и тарифная политика страховых компаний, связанная с усилением конкурентной борьбы.
"В мегаполисах, в частности в Петербурге, эти тенденции более выражены, что частично объясняется тем, что распространение такси в мегаполисах в разы выше, чем в небольших городах. Таким образом, в Петербурге за I квартал 2025 года количество проданных полисов выросло на 25%, а средняя стоимость полиса снизилась на 2,7 тыс. рублей, или на 24,2%. В итоге мы видим, что сбор премий ОСАГО в Петербурге снизился на 5,3% по сравнению с I кварталом прошлого года", — рассуждает Алла Борисова.
Рост общего числа договоров по стране в I квартале 2025 года также связан с появлением новых регионов, в которых ранее не требовалось наличие ОСАГО, комментируют в "Совкомбанк Страховании". Кроме того, это следствие продолжающейся работы по контролю заключения договоров ОСАГО и профилактике эксплуатации ТС без полисов ОСАГО.

Премии падают — выплаты растут
Снижение средней стоимости страхования — важный тренд рынка. В апреле 2025 года средняя премия по годовым полисам ОСАГО в стране снизилась на 3,9% в сравнении с апрелем прошлого года и составила 6968 рублей, сообщает Российский союз автостраховщиков (РСА). Средняя премия в Петербурге снизилась ещё значительнее, на 6,7%, и составила 9 784 рубля против 10 449 рублей в апреле 2024 года.
На фоне снижения средней премии растёт средняя выплата. В Петербурге в апреле она составила 98 538 рублей против 87 454 в апреле прошлого года, сообщили в РСА. Общие выплаты в Петербурге в I квартале выросли на 4,4%, в то время как по стране в целом снизились на 1%.
“
"Картина тоже отличается от общероссийской, но уже не настолько существенно. Из–за подорожания автозапчастей и, соответственно, стоимости ремонта автомобилей средняя выплата существенно увеличилась. Этот рост составил по России 21,9%, в Петербурге — 22,3%. Но количество урегулированных страховых случаев при этом сократилось: в целом по России на 18,8%, в Петербурге — на 14,6%. В результате сочетания этих факторов сумма выплат по России снизилась на 1% по сравнению с прошлым годом, а в Петербурге превысила прошлогоднюю на 4,4%", — рассказывает Алла Борисова.
Страховщики добавляют, что рост размера выплат в Петербурге также может быть следствием более высокой доли в городском автопарке машин иностранного производства, в том числе с небольшим сроком эксплуатации, по которым при расчёте денежной компенсации применяется меньший коэффициент износа запчастей.
В "РЕСО–Гарантии" сборы в ОСАГО для физических лиц в I квартале 2025 года несколько снизились, на 5% сократилась средняя премия, а средняя выплата выросла на 16%, сообщил вице–президент компании Игорь Иванов. "Для петербургского рынка тенденции в целом схожи с остальными крупными регионами. Это высокая конкуренция, рост доли продаж через маркетплейсы и компании с прямым каналом продаж, рост средней выплаты и снижение средней премии", — говорит он.
В "Согласии" также отмечают небольшое падение сборов в Петербурге по итогам I квартала. "Частично на это повлияло изменение в законе о постановке автомобиля на учёт в ГИБДД. С 1 марта наличие полиса ОСАГО в момент постановки необязательно, поэтому сейчас в ряде регионов мы наблюдаем отложенный эффект данного нововведения", — пояснили в компании.
Что же касается снижения частоты страховых случаев как по РФ, так и отдельно в Петербурге, то эксперты "Согласия" связывают тенденцию с изменившейся климатической обстановкой — этой зимой в РФ выпало существенно меньше осадков, чем обычно. С таким выводом согласны и в "Ренессанс страховании", где в январе число заявленных страховых случаев снизилось на 30% к январю 2024 года благодаря мягкой зиме.
В филиале "Росгосстраха" премии по ОСАГО выросли за I квартал на 3%, а количество договоров — на 9%. Разница обусловлена усилением конкуренции на рынке и снижением размера средней премии, поясняет Отари Стариков, руководитель группы поддержки розничных продаж филиала "Росгосстраха" в Петербурге и Ленинградской области.

Число "уклонистов" сокращается
В целом спрос на ОСАГО остаётся стабильным. Очевидно, что уменьшается число автомобилистов, которые отказываются от покупки ОСАГО, особенно в крупных городах, отмечает заместитель генерального директора страхового консультанта "АСТ" Андрей Сучков. Это связано не только с повышением доступности полиса, но и с ужесточением проверок (например, внедрение камер, которые определяют по госномеру автомобиля наличие действующего полиса).
"Снижение средней премии, по нашему мнению, по большей части вызвано ростом конкуренции, а также тем, что в последнее время ОСАГО становится рентабельным для страховых компаний, что позволяет корректировать ценовую политику", — говорит Андрей Сучков.
Уменьшение выплат по стране он связывает прежде всего с сокращением частотности наступления страховых случаев, и здесь причин несколько: это и появление большого количества камер, особенно в крупных городах, и более качественная работа страховых компаний со страховым мошенничеством.
Кроме того, дорогие запчасти и высокая стоимость восстановительного ремонта подталкивают потребителей к более спокойной и аккуратной манере езды.
“
"Удорожание стоимости запчастей и ремонтов — это тенденция последних 3 лет. Текущий автопарк в РФ по большей части состоит из ушедших брендов. Разумеется, в связи с усложнением логистики и ухудшением доступности запчастей стоимость последних существенно выросла", — поясняет Андрей Сучков.
Наблюдается и недостаток сотрудников сервиса (в ряде регионов особенно отчётливо), что приводит к росту зарплат в этой сфере и, как следствие, к повышению стоимости восстановительного ремонта, добавляет он. В совокупности эти факторы негативно влияют на средний чек по убытку ОСАГО.
“
"Мы наблюдаем некоторое снижение количества страховых случаев. Вероятно, водители стали более дисциплинированными, усилился контроль за движением. Средняя премия по ОСАГО физических лиц находится на уровне 8,8 тыс. рублей, при этом годом ранее она была почти 9,3 тыс. Средняя выплата находится на уровне 94 тыс. рублей, а годом ранее она составляла чуть более 81 тыс.", — делится цифрами Игорь Иванов.
В условиях роста стоимости авто и их комплектующих некоторым подспорьем для автовладельцев должно стать увеличение суммы выплат по европротоколу со 100 тыс. до 200 тыс. рублей при наличии разногласий. Законопроект уже принят Госдумой в третьем чтении. На компенсацию в пределах этого лимита можно будет рассчитывать, если есть фотофиксация повреждений. При отсутствии разногласий условия выплаты по европротоколу остаются прежними — возмещение до 400 тыс. рублей при фотофиксации и в пределах 100 тыс. при её отсутствии.
Как отметил глава РСА Евгений Уфимцев, изменение в лимитах поможет сделать процедуру получения страхового возмещения для автовладельцев более быстрой и простой и приведёт к повышению качества сервисов упрощённого урегулирования ДТП.
По мнению Андрея Сучкова, удвоение лимитов по европротоколу, безусловно, позитивная инициатива, которая ускорит выплаты, снизит нагрузку на суды, а также положительно скажется на снижении количества пробок, поскольку большая часть ДТП не будет требовать вызова сотрудников ДПС.
Однако есть и риски — возможен рост мошенничества, как криминального, так и "домашнего", что может повлиять на убыточность и, как следствие, стоимость (и доступность) ОСАГО в дальнейшем, считает Андрей Сучков. Впрочем, при росте количества камер в городах эти риски будут нивелироваться. Что же касается увеличения стоимости полиса, данная инициатива едва ли будет этому способствовать, отмечают страховщики.
Скромные ожидания
Дальнейшая динамика рынка ОСАГО, скорее всего, будет невыразительной, сходятся во мнении участники рынка. По прогнозам агентства "Эксперт РА", существенных изменений на рынке не произойдёт, темпы роста сохранятся на уровне 1–3%. Такие же оценки делают в "Росгосстрахе".
"Если тарифный коридор не изменится, особой динамики в премиях на рынке ОСАГО не будет, — предсказывает Игорь Иванов. — Рынок будет примерно такой же, как в 2024 году. Новых факторов, влияющих на объёмы, пока не наблюдается".
В РСА констатируют, что в целом по России, и в Петербурге в том числе, количество договоров продолжает расти. По данным союза, в январе–апреле 2025 года в Северной столице заключено 527,5 тыс. годовых договоров ОСАГО против 520 тыс. за аналогичный период прошлого года. РСА ожидает, что по итогам 2025 года число заключённых договоров увеличится на 5–10% в целом по рынку, а сборы останутся примерно на уровне прошлого года.
Тенденция снижения средней премии на рынке сохранится, и к концу года премия может сократиться на 11% на фоне конкурентной борьбы за клиентов и продолжения тренда роста доли краткосрочных полисов, считает руководитель направления ОСАГО "СберСтрахования" Антон Пожидаев. При этом введение проверки действующего полиса ОСАГО по камерам может, по его мнению, стимулировать рост общего объёма страховых премий.
"В целом на рынке наблюдается тенденция снижения стоимости полисов для “хороших” клиентов. Мы полагаем, что она сохранится в ближайшее время на фоне активного развития тарифных моделей. При этом для “плохих” клиентов, доля которых составляет около 10%, не хватает базовых тарифов. И мы поддерживаем политику ЦБ по либерализации тарифов, которая позволит всем страхователям платить за полисы справедливую цену, отвечающую степени риска", — подчёркивает директор домена ОСАГО "Ингосстраха" Егор Серебрянников.
"Совкомбанк Страхование" прогнозирует стабилизацию рынка с незначительными колебаниями (небольшое снижение возможно в отдельных категориях). На дальнейшее "движение стоимости" будут влиять факторы инфляции, роста цен на запчасти и услуги по восстановительному ремонту ТС, а также продвижение законодательных инициатив, направленных на либерализацию тарифов, считают в компании.
"В целом существенное снижение цен, которое отмечалось на рынке ОСАГО в прошлом году, по итогам I квартала 2025 года притормозилось вслед за ростом среднего убытка. На тренд по изменению ценовой политики могут повлиять законопроекты по корректировке подходов по форме выплаты возмещения, а также результат по ОСАГО в новых регионах РФ", — отмечают в "Совкомбанк Страховании".
“
Значительных изменений в I квартале не произошло. Ситуация со стоимостью запчастей относительно стабильная, рост в пределах прогноза, что во многом связано с укреплением курса рубля и постепенным улучшением цепочек поставок. Количество краткосрочных полисов ОСАГО в нашей компании быстро растёт. Вариант востребован в первую очередь у таксопарков и таксистов, подрабатывающих несколько дней в неделю. Если не произойдёт каких–то значительных потрясений с курсом рубля или логистикой запчастей, скорее всего, темпы роста рынка сохранятся. Ускорить его в этом году может расширение тарифного коридора. На сегодня доля договоров с максимальной ставкой растёт и всё чаще ставка упирается в потолок (таких случаев более 50% по нашему портфелю). Таким образом, уже сейчас за плохих водителей платят аккуратные. Расширение тарифного коридора помогло бы сделать тарифы более справедливыми и снизить ставку для хороших водителей.

Сергей Демидов
вице–президент СК "Ренессанс Страхование"
“
В 2024–2025 годах наблюдается снижение средней премии по ОСАГО, что вызвано высокой конкуренцией среди страховых компаний. Также видим рост количества заключаемых договоров, в том числе связанный с запуском в 2024 году оформления краткосрочных полисов. Одновременно со снижением среднего чека по ОСАГО наблюдается рост стоимости урегулирования. Повышение лимита выплат по европротоколу для случаев, когда у участников ДТП есть разногласия и выполнена фотофиксация, является закономерным следствием роста средней выплаты, которая в 2025 году превысила 100 тыс. рублей. Ожидается, что данная мера повысит долю страховых случаев, оформленных по упрощённой процедуре.

Анна Ёжикова
руководитель управления андеррайтинга моторных видов страхования СК "Абсолют Страхование"