РЖД реализует строительные проекты на сети только за счёт собственной инвестиционной программы. Меры господдержки, как впрочем и кредитные и заёмные средства, монополист не использует, об этом в рамках ПМЭФ-2025 сообщил заместитель генерального директора ОАО "Российские железные дороги" Андрей Макаров.
Падение выручки ведёт к сокращению инвестпрограммы, добавил он. В прошлом году инвестпрограмма РЖД составила 1,6 трлн рублей, в этом — 880 млрд рублей.
"В прошлом году мы построили на 730 млрд рублей. В этом году направим на эти цели чуть больше 300 млрд", — прокомментировал он.
В Северо-Западном регионе на железнодорожное строительство направили только 4 млрд рублей. Для сравнения, в прошлом году – 17 млрд рублей.
Со слов Андрея Макарова, железнодорожное строительство в регионе закончится уже в июле. Столь значительно сокращённая инвестпрограмма у железнодорожного перевозчика — это "большой риск для всего строительного комплекса", отметил выступающий. По его словам, в зоне риска оказались партнёры и подрядчики РЖД. Здесь уже реализуются программы по сокращению кадров.
Наибольшее опасение у железнодорожников вызывает проект по модернизации БАМа. Уже разработанный и утвержденный проект "сдвигается вправо". К его реализации железнодорожный перевозчик сможет приступить только в следующем году.
Средства на реализацию четырёх железнодорожных проектов, которые расширят провозные способности железнодорожных подходов к портам Балтики, тоже остались без финансирования. Как сообщили "ДП" в пресс–службе регионального правительства, рассматривается возможность реализовать проекты на условиях ГЧП или через инвестиционную надбавку к железнодорожному тарифу.
Между тем невозможность реализации инвестиционных проектов уже значительно сказалась на падении объёмов погрузки. Андрей Макаров в своём выступлении подчеркнул, что на железнодорожной сети меняется структура перевозки грузов. РЖД переходит от низкомаржинального угля на высокодоходные грузы, но даже этот груз РЖД не может вывести, продолжил он. В мае погрузка на железнодорожную сеть обрушилась до 94,6 млн тонн, показатель снизился на 9,4%. Это худший показатель по динамике погрузки в 2025 году.