Суд отказал Невскому ССЗ во взыскании 188 млн рублей с Троицкого кранового завода за срыв поставок оборудования для уникальных танкеров.
Ущерб от сотрудничества при постройке не имеющих аналогов в России морских танкеров Невский судостроительно–судоремонтный завод (Невский ССЗ) оценивает в 441,4 млн рублей.
Форс–мажор доказан
Московский Троицкий крановый завод (ТКЗ) "представил… доказательства, подтверждающие наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы, наличие причинно–следственной связи между… обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств, непричастность… к созданию обстоятельств непреодолимой силы, добросовестное принятие… разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков… Истец представленные… доказательства мотивированно не опроверг…"
Так петербургский арбитраж отказал шлиссельбургскому Невскому ССЗ во взыскании 188,3 млн рублей за непоставленное оборудование для среднего морского танкера "Инженер–адмирал Котов", который Невский ССЗ строит по заказу Минобороны. Решение суда опубликовано 30 мая.
Контракт на поставку оборудования для трёх танкеров Невский ССЗ и Троицкий крановый завод подписали в ноябре 2021 года. В материалах дела не указывается, какое именно оборудование должно было быть поставлено, но называются суммы. За все три комплекта Невский ССЗ должен был заплатить 1,5 млрд рублей, комплект для "Инженера–адмирала Котова" стоил 499 млн.
Представители ТКЗ сумели доказать в суде, что связанный с международными санкциями отказ иностранных поставщиков от исполнения своих обязательств — форс–мажор.
"Сторонами был утверждён перечень поставщиков, в том числе иностранных, а именно SEW–EURODRIVE, Danfoss, Mitsubishi Electric. Вследствие санкций, введённых в отношении Российской Федерации со стороны ЕС и Японии, указанные поставщики прекратили поставки… вследствие чего исполнение договора в согласованный срок оказалось невозможным", — процитировала в вынесенном решении судья Ольга Сергеева доводы представителей ТКЗ.
У Невского ССЗ есть возможность оспорить это решение, но оно не единственное. Петербургский арбитраж рассматривает ещё два иска шлиссельбургской верфи к ТКЗ, причём оба касаются контракта на поставки оборудования для таких же танкеров.
В этих исках Невский ССЗ пытается взыскать неустойки за нарушения сроков поставки: в первом случае 248,5 млн рублей, во втором — 4,6 млн. Кроме того, юристы верфи требуют взыскать с Троицкого кранового завода неустойки, которые будут рассчитаны исходя из дат фактических поставок оборудования — эти даты ещё не наступили. Рассмотрение первого спора приостановлено "до фактической поставки продукции", второй спор Невский ССЗ выиграл, но ТКЗ обжалует решение в апелляционном суде. Общая сумма претензий составляет 441,4 млн рублей.
Трое на верфи, не считая "Академика Пашина"
Средние морские танкеры, которые строят в Шлиссельбурге, не имеют аналогов в российском флоте.
Как сообщает отраслевой портал PortNews, их основное предназначение — "приём, хранение, транспортировка и передача различных жидких грузов для флота: мазута, дизтоплива, моторного масла, авиационного керосина, пресной воды. Также возможна перевозка сухих грузов, в том числе различного технического и шкиперского имущества, продуктов питания". Уникальность судна в способности "без швартовки к другому теплоходу передавать и принимать жидкие грузы, а также осуществлять приём, хранение, транспортировку и передачу сухих грузов с помощью системы траверзной передачи грузов в море. Функциональные возможности танкера позволяют ему выдавать горючее одновременно трём судам, идущим от него на расстоянии от 50 до 100 м на борт или кильватерным способом".
Автор проекта танкеров — петербургское АО "Спецсудопроект".
Головной танкер "Академик Пашин" Невский ССЗ заложил в апреле 2014 года. В декабре 2019–го "Академик Пашин" вошёл в состав российского Военно–морского флота, в январе 2020–го танкер передали Северному флоту, где он до сих пор успешно проходит службу.
За несколько дней до торжественной церемонии Минобороны заказало Невскому ССЗ строительство ещё трёх таких танкеров, из–за оснащения которых и возникли споры между верфью и Троицким крановым заводом.
В марте 2021 года получил название первый серийный танкер проекта — его назвали "Василий Никитин" в честь начальника Центрального управления ракетного топлива и горючего Минобороны. Невский ССЗ спустил "Василия Никитина" на воду в октябре 2023 года.
В декабре 2021–го получил название второй серийный танкер — его назвали именем одного из руководителей создания океанского ракетно–ядерного флота России адмирала Павла Котова. "Инженера–адмирала Котова" спустили на воду в декабре 2024 года.
Третий серийный танкер этого проекта шлиссельбургская верфь заложила в марте 2023–го. Судно назвали в честь сподвижника Петра I первого русского генералиссимуса Алексея Шеина.
Сведения о передаче ВМФ ни одного из этих трёх танкеров не публиковались.
"В России подобные суда не строились несколько десятилетий…"
По мнению первого заместителя генерального директора ООО "Морские комплексные системы" (МКС, производит судовое комплектующее оборудование) Льва Засыпко, новые морские танкеры очень нужны российскому Военно–морскому флоту.
"Они среднего размера с усиленным стальным двойным корпусом класса Arc 4 для работы в арктических условиях. Они могут работать при температуре от +45ºС летом до –30ºС зимой. Подобные суда в России не строились несколько десятилетий, и потребность ВМФ в них очень острая", — говорит руководитель МКС.
Партнёр юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners (NSP) Роман Макаров полагает, что у Невского ССЗ не много шансов оспорить судебное решение в вышестоящих инстанциях.
"Введение санкций против контрагента, сектора экономики или страны в целом само по себе не является форс–мажором. Как верно отмечено судом, в каждом конкретном деле должны доказываться обстоятельства, помешавшие исполнить обязательство. Обычно суды благосклонно оценивают заключения или сертификаты торгово–промышленных палат в качестве доказательств того, что санкции оказались форс–мажором. В данном споре юрист Троицкого кранового завода изучил подход судов, заблаговременно провёл работу с торгово–промышленными палатами, привёл переписку своих поставщиков, то есть доказал наличие внешних непреодолимых экстраординарных обстоятельств, препятствующих выполнению обязательств, чем обезопасил себя от ответственности в виде неустойки. Предполагаю: у этого решения суда неплохие шансы устоять в вышестоящих инстанциях", — говорит эксперт.
Досье:
Невский судостроительно–судоремонтный завод основан в 1913 году в городе Шлиссельбурге Кировского района Ленинградской области. ООО "Невский ССЗ" зарегистрировано в 2004 году. С 2019 года 50,01% долей компании принадлежали ей самой, а 49,99 % — финской Arctech Helsinki Shipyard Oy. С 20 ноября 2024 года 50,01 % долей Невского ССЗ принадлежат ему самому, а 49,09 % — ОСК. Это случилось после того, как в июне правительство РФ включило Невский ССЗ в перечень экономически значимых организаций, что позволило Арбитражному суду Московской области приостановить корпоративные права финской компании в отношении него.
ООО "Троицкий крановый завод" зарегистрировано в 2005 году в Москве. Компания специализируется на производстве подъёмно–транспорт ного оборудования и имеет единственного владельца — предпринимательницу Наталью Мельникову. Свои финансовые результаты за последние годы ТКЗ не публикует.