Порты Петербурга и Ленобласти наладили связь с Африкой через южный маршрут

Автор фото: ТАСС
Автор фото: ТАСС

В 2025 году стал резко расти грузопоток в африканском направлении через порты Северо–Запада. В Африку везут удобрения, обратно — сырьё.

Объём грузовых перевозок между Петербургом и Африкой в первые 4 месяца 2025 года вырос в 23 раза по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, составив 4,3 млн тонн. Об этом сообщил заместитель начальника центра по транспортному обслуживанию Октябрьского территориального ЦФТО (структура ОЖД) Сергей Дорохин на конференции "Большой порт Санкт–Петербург: проблемы и перспективы в современных условиях".
По его словам, разработаны и обкатаны несколько мультимодальных маршрутов: российские грузы по железной дороге прибывают в порт Санкт–Петербург, а далее их по морю доставляют в африканские порты Александрия, Алжир, Танжер. В Россию из стран Африки грузы идут через африканский порт Либревиль в Усть–Лугу, откуда по железной дороге российским грузополучателям.
"Взаимодействие с Африканским регионом — перспективное направление. В настоящее время поставки грузов переориентированы с портов Прибалтики через терминалы портов Северо–Запада с дальнейшим проследованием в европейскую часть России и на Урал", — сказал Сергей Дорохин.
В частности, РЖД развивают перевозку в северо–западные порты марганцевой руды. Она необходима предприятиям чёрной металлургии. Марганцевую руду в порт Усть–Луга доставляют из африканского Габона — крупнейшего мирового центра по её добыче, а далее по железной дороге везут или на Урал, или на предприятия Западно–Сибирского и Московского регионов.
Ещё одно перспективное направление — доставка фосфоритной руды из Республики Того в Россию. Её используют для производства удобрений и других химических продуктов. К реализации проекта по её поставкам ОЖД только приступила.
Из России в Африку поставляются, в частности, удобрения. С 2019 по 2024 год Россия нарастила их поставку в 5 раз. Только группа "ФосАгро" по итогам 2024 года экспортировала 730 тыс. тонн минеральных удобрений в страны Африки, что на 33% превышает показатель 2023 года, сообщили в пресс–службе компании.
В ближайшие 5 лет рынки Африки могут показать рост спроса на российские удобрения на 42%, такой прогноз дала консалтинговая компания "Имплемента".
Сложность в развитии перевозок в африканском направлении в том, что на континенте почти нет железнодорожного сообщения. Об этом "ДП" рассказала директор Международного центра продвижения бизнеса (IBAC) Юлия Берг. Протяжённость железных дорог на Африканском континенте не превышает 70 тыс. км, но расположены они только на юге. Обсуждение развития трансафриканских железных дорог шло последние несколько лет.
"Активным сторонником и главным лоббистом реализации проекта со стороны Африки стал Омар аль–Башир, на тот момент президент Судана, который видел в развитии железнодорожного сообщения перспективы как для своей страны как большого транспортного хаба, так и для региона и всего континента в целом. Переворот в Судане в 2019 году, обострившаяся из–за него внутриполитическая и военная обстановка в стране, а затем ковид — всё это способствовало снятию вопроса с ежедневной повестки", — прокомментировала Юлия Берг.
По её словам, ситуация может измениться в 2025 году в результате сотрудничества России и Судана.
Ранее для доставки российских грузов, в частности зерна, в Египет, Алжир, Кению, Нигерию и ЮАР российский железнодорожный перевозчик использовал порты Азово–Черноморского бассейна. Сегодня можно говорить о расширении мультимодальных маршрутов.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.