100 лет с футболом: как спорт становится двигателем экономики Петербурга

Автор фото: Валентин Беликов

Футбольные матчи приносят значительную экономическую выгоду как бизнесу, так и городу в целом.

В период подготовки и проведения игр существенно возрастает загрузка гостиничного сектора, увеличивается пассажиропоток, активизируются сферы общественного питания и торговли. Особенно ощутим экономический эффект в дни международных матчей и дерби: растут налоговые поступления, выручка малого и среднего бизнеса, увеличивается занятость в сервисных отраслях.
Футбол становится инструментом краткосрочного экономического роста и укрепления позитивного имиджа города. Например, к чемпионату мира по футболу в России построили 12 новых стадионов и 20 железнодорожных вокзалов и станций. Всего в инфраструктуру городов-участников было вложено около 400 млрд рублей. Как правило, инвестиции окупаются за счёт притока туристов, которые тратят значительные суммы на пребывание в городе, билеты и сувениры.

Драйвер экономики

В Российском футбольном союзе (РФС) отмечают прямую корреляцию между развитием футбола и позитивным эффектом, который он оказывает на отрасль физической культуры и спорта, а также сферы здравоохранения и образования. Фактически проведение крупных турниров международного уровня можно сравнить с Олимпиадой.
"Задача РФС состоит в том, чтобы создать условия для развития футбола во всех его направлениях, таких как массовый футбол, подготовка спортивного резерва, любительский, профессиональный футбол. Также футбол развивается через повышение эффективности таких сквозных инструментов, как подготовка кадров, цифровизация, инфраструктура. Все эти элементы поддерживают развитие всех составляющих футбола", — отметил президент РФС Александр Дюков на зимней конференции союза.
По данным СМИ, проведение четырёх матчей чемпионата Европы 2020 года в российских городах оценивалось в 6,3 млрд рублей. Эта сумма включала в себя доходы от продажи билетов, мерча, а также прибыль от других услуг, связанных с матчем. По данным исследования Банка ВТБ, выручка петербургских рестораторов за июнь 2021 года, когда город принимал матчи чемпионата Европы по футболу, достигла 1 млрд рублей. Тогда на матчи Евро-2020 российские и иностранные болельщики приезжали в каждый город, где проводились игры, лишь на пару дней и проводили больше времени в барах. Сегодня на матчах в рамках сезона Российской премьер-лиги (РПЛ) болельщики сочетают посещение футбольной арены с осмотром достопримечательностей города и проводят в Петербурге полноценный отпуск — а это увеличивает спрос в гостиничном и ресторанном бизнесе.
Автор: Валентин Беликов
По данным свежего рейтинга Forbes Sport, в число самых эффективных профессиональных спортивных клубов России также вошёл петербургский "Зенит", который 25 мая отметил своё столетие. Аналитики отмечают качество работы клуба с аудиторией болельщиков и медиа. Так, в минувшем сезоне команда лидировала среди всех профессиональных футбольных организаций страны по средней посещаемости стадиона "Газпром Арена", развитию соцсетей (более 10 млн подписчиков), упоминанию в соцмедиа и популярности в поисковых системах. Как и многие успешные команды, сине-бело-голубые делают ставку на развитие собственного коммьюнити вокруг своей истории.
По данным исследования международной компании GfK, 19 млн россиян в возрасте от 14 до 65 лет болеют за "Зенит". Так, по данным опроса, 96% жителей Петербурга знают о команде и симпатизируют ей — это самый высокий показатель среди клубов РПЛ в родных городах. Одним из способов расширения аудитории стала организация концертов российских исполнителей перед началом матча.

Сто лет с Петербургом

Как отмечают в РФС, "формирование многочисленной и вовлечённой армии болельщиков — важная составляющая развития футбола в стране". Этот вид спорта — №1 по популярности в России сегодня: им в той или иной степени интересуется 72% населения страны в возрасте 12-64 лет, по данным Mediascope.
CEO спортивного инфлюенс-агентства LM Media Леван Матуа полагает, что российский футбол вынужден быть креативным и переосмыслять формат "продукта". И это даёт свой результат. Так, по данным свежего исследования Metaratings.ru, в среднем матчи РПЛ посетили 12 155 зрителей. Это на 993 болельщика больше, чем в прошлом сезоне. Прирост составил 8,89%. Например, в допандемийном сезоне-2018/19 число болельщиков достигло 16 817 человек.
"В части привлечения зрителей на стадионы ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Клубы стали серьёзнее относиться к организации матч-дэй: развивается локальный "интертеймент", особенно в таких городах, как Москва и Петербург. Выступления артистов, активизации вокруг матчей, ретро-матчи — всё это элементы, которые создают шоу и удерживают внимание аудитории в условиях отсутствия международных турниров", — отмечает Леван Матуа.
Эксперт добавляет, что футбольный клуб может стать мощным драйвером городской экономики, особенно если он обладает широкой популярностью, в том числе международной. Однако такой эффект достигается только при наличии глобального медийного охвата, развитого фанатского движения и устойчивого спортивного бренда. Поэтому клубы всё чаще выводят своё влияние за пределы арен. Так, 25 мая, в день празднования своего столетия, футбольный клуб "Зенит" в коллаборации с музейным бюро Planet9 при поддержке Winline открыл тематическую выставку "Зенит. Петербург. 100 лет вместе" в пространстве "Севкабель Порт". Экспозиция-путешествие отражает ключевые вехи в истории клуба и его тесную связь с Петербургом.
"К созданию этой выставки мы шли последние полтора года с желанием поделиться богатым футбольным наследием сине-бело-голубых, которое на протяжении 100 лет передаётся из поколения в поколение, продолжая прославлять наш Санкт-Петербург и наши цвета на весь мир. Верим, что болельщики "Зенита" смогут вместе с нами заново пережить незабываемые моменты, благодаря которым они когда-то влюбились в команду. Петербуржцы же смогут оценить путь превращения команды в один из символов нашего города, его гордость и славу", — рассказал председатель правления ФК "Зенит" Александр Медведев.
"Эта выставка — настоящий подарок для всех, кто любит футбол и наш город. Здесь каждый экспонат, каждый голос, каждая деталь напоминают о том, как "Зенит" рос, побеждал, проходил через трудности и праздновал триумф — всегда вместе с болельщиками. Особенно приятно видеть, как футбол вплетён в жизнь Петербурга: от блокадных матчей до современных побед. Это больше чем спорт — это часть культуры города, его сердца. И здорово, что выставка говорит об этом языком искусства, технологий и эмоций", — считает главный тренер ФК "Зенит" Сергей Семак.
В открытии выставки приняли участие легендарные игроки клуба, которые и стали первыми её посетителями: Андрей Аршавин, Александр Кержаков, Вячеслав Радимов, Константин Зырянов, Анатолий Давыдов и другие. Презентацию выставки также посетил спикер Заксобрания и вице-президент Российского футбольного союза Александр Бельский.
"Мы стараемся интегрировать празднование юбилея "Зенита" во все городские мероприятия. Сегодня "Зенит" — это не просто футбольный клуб — это неотъемлемая часть нашего города, часть культурного кода каждого петербуржца", — отметил на открытии выставки вице-губернатор Петербурга Борис Пиотровский.
"Для меня это не просто дата, а большая личная история. Я рос рядом со стадионом и часто по пути на свои тренировки видел, как играют зенитовцы. Смотрел с восторгом — будто они супергерои. А потом мы с папой начали ходить на матчи, и он привил мне уже осознанную любовь к "Зениту", — поделился впечатлениями о юбилее команды спикер ЗакСа Александр Бельский.
Уже в первом зале выставки посетитель погружается в настоящее путешествие во времени и видит яркие моменты истории своими глазами. Визуальные ощущения дополняет аудиогид, который специально был записан известными петербуржцами: директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским, историком Львом Лурье, дирижёром, руководителем культурной институции MusicaAeterna Теодором Курентзисом, спортивным журналистом Геннадием Орловым, актёром Михаилом Боярским, музыкантами Сергеем Шнуровым, Александром Розенбаумом, Татьяной Булановой и рэпером Alblak52.
Отдельная тема — нефутбольные сюжеты. Например, в одном из залов посетитель узнает, что связывает выдающегося ленинградского композитора Дмитрия Шостаковича и футбол. Здесь же дань уважения жителям города, которые пережили тяжёлые годы блокады Ленинграда.
Экспозиция богата на футбольные реликвии. Например, фанаты порадуются не только футболкам и бутсам игроков разных поколений, но и личным вещам игроков. Например: фотоальбом игрока "Сталинца" 1930-х Виктора Смагина и легендарного вратаря Леонида Иванова, медали за оборону Ленинграда, которыми были награждены игроки "Зенита" за победу в Кубке СССР 1944 года. Особый подарок для болельщиков — экспозиция всех трофеев зенитовцев разных лет. В том числе Кубок и Суперкубок УЕФА, Кубок СССР 1944-го и Кубок чемпионата страны 1984 года.

Что дальше?

В начале года президент РФС Александр Дюков рассказал о задачах по развитию футбола на ближайшие 4 года. Так, в планах РФС увеличить долю занимающихся футболом до 8 млн человек к 2030 году. Как отметил Александр Дюков на конференции союза, в планах организации за ближайшие 5 лет вернуться к показателям аудитории футбола 2021 года, когда проводился чемпионат Европы и сборная РФ принимала в нём участие. Причём рост планируется осуществлять за счёт более активного привлечения юношеской и женской аудитории.
"Для этого в рамках комплексной программы по работе с болельщиками мы будем реализовывать ряд инициатив — будем интегрировать в крупные молодёжные мероприятия, запустим системы взаимодействия с болельщиками и программы лояльности, запустим программы, продвигающие внутренний туризм, включающие посещение футбольных матчей", — заявил Александр Дюков.
Основной акцент в популяризации футбола делается на группе дошкольников и школьников. Так, в 2021-м был запущен проект "Футбол в школе" и соответствующая футбольная лига. К слову, Смольный объявил 2025 год в городе Годом футбольного клуба "Зенит". В свою очередь, спикер петербургского парламента и вице-президент РФС Александр Бельский ранее объявил, что до конца года в рамках программы по развитию футбола в Петербурге будет построено 18 крытых футбольных площадок. Это должно дать толчок развитию детского и любительского футбола в городе.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.