Экспортный узел: что сдерживает развитие морских портов Ленобласти

Развитие ж/д инфраструктуры увеличит мощность российских портов на Балтике
Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"
Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Морские терминалы Ленобласти готовы увеличить объём перевалки удобрений — при условии развития железнодорожной инфраструктуры.

В 2024 году в России произведено 63 млн тонн удобрений, из них на экспорт направлено 42 млн тонн. Такие данные содержатся в исследовании Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ). Через 5 лет Россия будет экспортировать уже более 50 млн тонн.
Удобрения — драйвер восстановления перевалки в портах Балтийского бассейна, такое заявление прозвучало за круглым столом "Перспективы развития портово–транспортной инфраструктуры Балтики на период до 2030 года".
По данным аналитиков компании "Имплемента", порты российской Балтики — Большой порт Санкт–Петербург и Бронка, а также Усть–Луга, Приморск, Высоцк и Выборг — переваливают до 84% всего российского экспортного потока удобрений. Через них транзитом следуют и удобрения из Белоруссии.
Наибольший спрос на российские удобрения обеспечивает Европа, а именно Польша, Германия, Франция, Бельгия и Румыния, а также растущие рынки Латинской Америки и стран Северной и Восточной Африки. Растёт потребление и в странах Ближнего Востока.
Удобрения — это к тому же маржинальный продукт, отметила в докладе старший консультант аналитической компании "Имплемента" Евгения Попова. По её информации, российские производители, чтобы удовлетворить возросший спрос, готовы наращивать производственные мощности. В ближайшие 5 лет общий выпуск на экспортоориентированных производствах увеличится на 18 млн тонн.
"Я говорю о реализации “бумажных” проектов. Не стоит их недооценивать. Речь идёт о проектах с низкой степенью проработки к 2030 году, но они уже реализуемые. Объёмы производства — как у проектов в высокой степени готовности, так и у “бумажных” — большие", — продолжает Евгения Попова.

Сколько удобрений могут обработать порты

Способны ли порты обеспечить перевалку возрастающих объёмов? Аналитики оценивают портовые мощности на уровне 47 млн тонн в год. Если учесть реализацию новых проектов по выпуску удобрений и белорусский транзит, через 5 лет непокрытые потребности в специализированных мощностях для перевалки удобрений на Балтике могут достичь 22 млн тонн, считают в "Имплементе".
По данным правительства Ленобласти, в ближайшие 5 лет регион намерен увеличить грузооборот четырёх своих портов минимум на 30 млн тонн, до 167 млн тонн. "Порты готовы к росту грузопотока. Грузовладельцы — тоже", — заявила Юлия Михальская, первый зампред комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленобласти. Она, ссылаясь на заявления грузовладельцев, гарантирует рост грузопотока как минимум в части удобрений. Но есть одна проблема — как доставлять грузы в порт.
Железная дорога на подходах к портам уже работает на пределе. За первые 4 месяца 2025 года перевозка удобрений в экспортном направлении выросла, по данным пресс–службы РЖД, на 35,2%, до 14,5 млн тонн.
"По итогам 2024 года объём перевалки удобрений в порту Усть–Луга увеличился на 28%. Мы прорабатываем вопрос по расширению железнодорожных провозных мощностей. Самый перспективный вариант — это строительство юго–западного обхода Санкт–Петербурга и восстановление железнодорожного полотна Гдов — Псков — Сланцы, который обеспечит прямую доставку грузов в порт Усть–Луга", — сказала она.
Региональные власти верят и в одобрение инициатив Минэкономразвитием, и даже в инвестиции от РЖД, которые будут направлены в расшивку узких мест уже в эту пятилетку.
Известно, что юго–западный железнодорожный обход Санкт–Петербурга находится в стадии проектирования, но окончательная модель реализации проекта ещё не сформирована. По словам Юлии Михальской, восстанавливать дорогу Гдов — Псков — Сланцы, скорее всего, будут за частные деньги, проект, как предполагается, будет реализован в рамках государственно–частного партнёрства.
По словам зампреда областного комитета, бизнес активно инвестирует в том числе и в расширение мощностей торговых портов Ленобласти. Суммарно объём инвестиций в экономику региона в 2024 году превысил 1 трлн рублей.

Без железной дороги никак

Сейчас самое важное синхронизировать развитие портовой и железнодорожной инфраструктуры на северо–западе страны, прокомментировал Игорь Липинский, директор терминала Port Favor. Сейчас, пока терминал не обеспечен железной дорогой, грузы до него — жидкие удобрения — доставляются автотранспортом. Это транспортное решение Игорь Липинский называет временной альтернативой.
Железнодорожные пути к терминалу уже строят, их будет четыре, протяжённость — порядка 1,6 км. Каждый из четырёх путей вмещает по 15 железнодорожных цистерн. Стройка завершится этим летом, а железнодорожные составы пустят по ним уже в конце года. Новый железнодорожный путь повысит производительность терминалов "в разы", говорит Липинский.
По его информации, перевалка превысит показатель 1 млн тонн грузов по итогам года. А в 2026 году здесь введут в эксплуатацию ещё один терминал. Он будет специализироваться уже на перевалке сухих минеральных удобрений.
Впрочем, возникает резонный вопрос: а долго ли продлится рост спроса на отечественные удобрения?

Угольный опыт

"А не повторят ли удобрения судьбу угля?" — спросил у участников круглого стола представитель Союза операторов железнодорожного транспорта Сергей Стуров.
Он напомнил, как не так давно компании активно развивали перевозки угля, в том числе и в экспортном направлении. Но, по его словам, заявленных грузоотправителями объёмов так и не удалось достичь. Последние 3 года экспорт угля на фоне санкционных ограничений и вовсе снижается. Угольщики из–за роста логистических и производственных издержек, а также слабеющего рыночного спроса несут убытки.
За круглым столом привели такую статистику: по итогам 2024 года 48% российских угольных предприятий отработали в убыток.
Данил Токмин, аналитик консалтинговой компании Neft Research, сообщил, что сальдированный финансовый результат всей отрасли за 2024 год стал отрицательным. Выручка российских производителей сократилась более чем на 400 млрд рублей.
По оценке Минэнерго, угольная отрасль за последние 2 года из–за санкционных ограничений потеряла более 1,2 трлн рублей. Из них 515 млрд — из–за закрытия премиальных рынков, ещё 390 млрд — из–за сложностей с международными расчётами.
В перспективе до 2030 года профицит угольных перевалочных мощностей в портах Северо–Запада и Юга будет нарастать. Экспорт российского угля через 5 лет, по прогнозу, сократится на 10 млн тонн в год. И этот сценарий назван умеренно консервативным.
Ответа на вопрос, может ли рынок удобрений повторить судьбу угольного, не последовало.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.