Всё чаще покупатели слышат просьбу оплатить товар или услугу наличными. Или перевести деньги на личную карту продавца. Формируется ли у малого бизнеса тренд на отказ от безналичных расчётов и чем рискует покупатель — разбирался "ДП".
Глава Банка России Эльвира Набиуллина сообщала, что доля безналичных платежей на предприятиях торговли и услуг по итогам 2024 года достигла 85,4%. В Петербурге она гораздо скромнее: всего 67% (если сопоставлять операции по оплате товаров и услуг на 3,49 трлн рублей с суммой 5,18 трлн рублей, которая включает в себя и операции по снятию наличных). В 2023 году доля безнала в городе составляла 58%.
То есть статистически всё хорошо: безналичных платежей становится больше, даже если не учитывать инфляцию. Но на практике малый бизнес часто стал просить оплатить покупку именно наличными: кто–то сетует, что банковский терминал сломался, кто–то прямо и искренне говорит, что нужно накопить выручку для выплаты зарплаты.
Дороговизна эквайринга
Приём банковских карт для оплаты в торговых точках в РФ, если говорить о малом бизнесе, — скорее благо, а не обязанность. Согласно действующему законодательству в сфере защиты прав потребителей, предприятию можно работать только с наличными, если его выручка за год не превышает 20 млн рублей (или менее 1,7 млн в месяц). Часто для среднестатистической пекарни или салона красоты это недостижимый потолок. Тем не менее конкуренция за клиента и тотальное внедрение "пластика" в стране создали условия, когда бизнес стал добровольно устанавливать терминалы. Покупатель быстро привык к сервису, особенно если увлекается различными кешбэками.
Первая волна раздражения появилась с внедрением оплаты по QR–коду через Систему быстрых платежей (СБП). Торговые точки, стремясь к экономии на эквайринге, стали активно убеждать покупателей оплачивать только по коду. Теперь же настало время массовых просьб оплатить наличными, которые создают покупателям неудобства по поиску банкоматов.
Разговоры, что приём безналичных платежей в торговых точках обходится бизнесу слишком дорого, не совсем оправданны: стоимость эквайринга в России одна из самых низких. Сейчас в среднем она находится на уровне 2% от суммы чека и зависит от специфики деятельности и оборота (чем больше, тем дешевле). Технологии таковы, что позволяют принимать безнал не только на стационарном терминале, но и с помощью множества гаджетов, вплоть до простого смартфона с функцией NFC. Ещё ниже тарифы в СБП — 0,7%, а для социально значимой сферы (салоны красоты, аптеки, продуктовые магазины формата у дома) и вовсе 0,4%.
Со снижением оборотов по эквайрингу из–за падения своих комиссионных доходов постепенно начинают бороться банки. В пресс–службе Сбербанка, например, подтвердили тенденцию, что кредитные организации стали чаще вводить так называемую динамическую тарификацию. Например, в индустрии "супермаркет" комиссия может варьироваться от 1,65% (оборот свыше 1 млн рублей) до 2,5% (при обороте ниже 40 тыс. рублей).
Сравнительно недавно банки устанавливали только фиксированную ставку. И по условиям договора могли взимать дополнительные надбавки при невыполнении условий по обороту. К сожалению, сейчас отдельные игроки позволяют себе демпинговать на рынке эквайринга, что только на руку бизнесу: сменить поставщика услуги очень легко, по времени это занимает менее суток.
Налоговое бремя
Частые просьбы провести платёж не банковской картой, а наличными или, что ещё хуже, переводом на карту администратора или продавца появились после осознания бизнесом последствий налоговой реформы. Каждая безналичная операция в режиме реального времени видна ФНС. Из оборотов и рассчитывается налог.
Если бизнес оформлен как ООО или ИП на упрощённой системе налогообложения (УСН), то до 2025 года при выручке до 200 млн в год (или 16,7 млн в месяц) они платили налог по ставке лишь 6% от доходов или 15% "доходы минус расходы". В текущем налоговом периоде всё изменилось: лимит для таких ставок понижен до 60 млн рублей (5 млн в месяц). При обороте свыше предприниматель обязан платить второй налог, НДС. Правда, ему оставили возможность выбора: или по стандартной ставке 20%, тогда есть возможность вычета. Или по пониженной (5%), но без права возмещения.
Получается, что бизнесу нужно снижать официальные обороты, чтобы избежать дополнительной налоговой нагрузки. Скорее всего, этим стали заниматься компании размером ближе к среднему. Маловероятно, что небольшая парикмахерская или ларёк с шавермой делают на продажах более 5 млн рублей в месяц. Им наличные нужны совсем по иной причине. Раньше считалось, что для оперативных расчётов с поставщиками, например закупить куриное мясо на рынке или одноразовые воротнички. Сейчас — для того, чтобы выплатить зарплату сотрудникам. Вернее, людям, которые в статусе самозанятых выполняют функцию сотрудников.
В январе–апреле самозанятость оформили свыше 64 тыс. жителей Петербурга, их общее количество превысило 866,8 тыс. человек. Именно они становятся работниками предприятий сферы услуг и торговли: предприниматель не трудоустраивает их официально, чтобы не платить страховые взносы в Социальный фонд (стандартная ставка 30%).
“
"Сейчас работа ФНС автоматизирована, используются цифровые технологии. Поэтому считаю нужным напомнить, что уклонение от уплаты налогов является преступлением и наказывается штрафами либо лишением свободы. Я могу предположить, что подобная тенденция не будет широко распространяться, так как такие предприниматели будут терять клиентов. Большинство людей просто отвыкли носить наличные деньги, расплачиваться картой намного проще и удобнее", — прокомментировал ситуацию уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт–Петербурге Валерий Калугин.

Риски плательщика
Практически все последствия перевода денег на карту продавца по номеру телефона перечислены в 115–ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма".
Проверить продавца на наличие к нему претензий со стороны Росфинмониторинга невозможно, поэтому платёж может быть вовлечён в неприятную цепочку последствий, от простой блокировки банковских счетов до уголовной ответственности.
Пару лет назад общество возмутилось действиями одного из крупнейших банков, который стал блокировать карты членов родительских комитетов в школах. Они проводят сборы на различные нужды — от экскурсий до покупки занавесок. Тогда банки воспринимали простого родителя — получателя денег как занимающегося незаконной предпринимательской деятельностью. Ситуация сейчас вроде бы нормализовалась, но с недавних пор такие переводы стали привлекать повышенное внимание и налоговых органов. Причём претензии появляются в следующем налоговом периоде, когда покупка уже позабыта, а продавца не найти.
Законодательство постоянно ужесточается. В ближайшее время Госдума намерена принять закон о борьбе с так называемыми "дропперами". Это лица, через счета которых проходят денежные потоки мошенников или юрлиц, уклоняющихся от налогов. Авторы законопроекта ждут, что после вступления в силу более 30 тыс. граждан РФ сразу могут быть привлечены к уголовной ответственности. При малейшем подозрении банка (а это может быть любая операция так называемого "нетипичного" для отправителя перевода) и получатель денег, и покупатель могут попасть в базу мошенников ЦБ РФ. Как следствие — придётся жить исключительно наличной жизнью.
“
Стремление получать оплату наличными или переводом скорее присуще довольно ограниченной группе. Это поставщики небольших бытовых услуг, которые в основном являются самозанятыми. Для них характерно тотальное нежелание платить налоги, пусть даже и самые минимальные, а также и эквайринговую комиссию. Впрочем, эквайринг для таких поставщиков чаще всего недоступен (потому что они самозанятые) или очень дорог (если они малые ИП). Самозанятые из–за невозможности принимать к оплате банковские карты вынуждены самостоятельно выставлять счета (инвойс), что не всегда удобно и всегда жалко (налог). Отсюда и желание работать "всерую". СБП также в этом сегменте не всегда решает проблемы, так как СБП–эквайринг самозанятому недоступен, а ИП по–прежнему недостаточно информированы об этом виде расчётов. Хотя и сами плательщики не всегда готовы доверять расчётам через СБП, если они реализованы у торговой точки в виде мятого листочка с QR–кодом. У любителей переводов на карту возникает немалый риск попасть под каток борьбы с "дропперством". Вряд ли может идти речь об уголовном преследовании, но вот угодить в "чёрный список ЦБ" как участник цепочки расчётов уже становится реальной угрозой. Фигурант списка в силу тотального ограничения работы с любыми российскими банками становится фактически изгоем. Банковские услуги для него являются практически недоступными.

Денис Бобылёв
председатель правления НКО "Элплат"
“
Просьбы оплатить наличными встречаются в сфере услуг, общепита и в уличной рознице. В большинстве случаев это связано с нежеланием предпринимателей нести налоговые расходы, гораздо реже — с потребностью иметь наличные средства для оплаты услуг поставщиков и подрядчиков, например в случае привлечения к работе трудовых мигрантов. Контролирующие органы не в состоянии организовать непрерывный мониторинг соблюдения законодательства при отказе от применения ККТ. С другой стороны, потребители сами охотно идут навстречу таким предпринимателям, не желая остаться без чашки вкусного капучино или потакая просьбам мастера по маникюру. Мы наблюдаем среди молодёжи массовый отказ от использования наличных средств, однако перевод на карту они всё ещё считают приемлемым. Фискальные органы могут пресечь правонарушение фактически только путём "контрольной закупки". С 1 марта 2025 года действуют новые штрафы за нарушения, связанные с онлайн–кассами. Итог может оказаться больше суммы невыданного чека. Если факт нарушения зафиксирован впервые, то для юридического лица штраф составит от 75 до 100% суммы продажи без чека, но не менее 30 тыс. рублей, для ИП — от 25 до 50%, но не менее 10 тыс. При повторном нарушении приостанавливают деятельность до 90 суток. Получается, слабость контроля позволяет нарушителям чувствовать себя безнаказанно.

Ольга Гудзик
заместитель генерального директора АО "АК ИПП"
“
Ощутимо увеличилось количество клиентов, которые искренне хотят оплатить наличными. Нам это стало доставлять чуть больше неудобств — детекторы проверки купюр, риски недостачи в кассе из–за постоянного размена, затраты на безопасность и инкассацию. Почему так происходит, можно только предполагать. Для себя я решила, что кто–то таким способом предпочитает не оставлять цифровых следов, а кому–то хочется ощущать контроль над своим бюджетом.

Анастасия Гордеева
владелица салона красоты G point
“
При просьбе расплатиться наличными я делаю свой выбор — разворачиваюсь и ухожу в другой магазин. Не могу сказать, что такое стало происходить чаще, но в регионах, где уровень дохода ниже, переход на наличность уже состоялся. Удивительно, почему есть люди, которые продолжают себя не уважать и работать за "зарплату в конверте". В 9 из 10 случаев всё заканчивается некрасиво, они потом пытаются защищать свои интересы в судах и чаще всего проигрывают. Грамотно оформленные трудовые отношения — это не только пенсия в теоретическом будущем или доступность кредитов и больничных выплат в настоящем.

Вера Спирина
сооснователь юридической компании "Профи–Лекс"