Идею наземного метро в Петрозаводске подменили на межрайонную электричку

Автор фото: ТАСС

Губернатор Карелии обещает запустить электричку через Петрозаводск в июне, но горожане сомневаются в целесообразности инициативы.

Проблема с общественным транспортом для Петрозаводска — одна из самых наболевших. Сейчас в городе — два вида такого транспорта: троллейбусы и маршрутные автобусы. В первом случае хронически не хватает водителей, во втором — терпения пассажиров ездить в разбитых частных маршрутках.
Власти пытаются решать вопрос: то закупят новые троллейбусы, то поднимут зарплаты водителям, то попытаются вернуть из мёртвых давно забытые маршруты. С маршрутками мирятся — никаких рычагов влияния у мэрии на частников нет. Хотя попытки приструнить перевозчиков были — запущены муниципальные, не слишком прибыльные маршруты автобусов до окраин и даже Минтранс разрабатывал проект закона, который должен был серьёзно повлиять на автобусный беспредел.
Однако пока ситуация не изменилась.
Петрозаводск, как и другие российские города, прирастает новыми районами. Тянуть к жилмассивам контактную сеть, чтобы запустить троллейбусы, дорого и долго. Пускать туда частников–маршрутчиков — чревато новыми проблемами.
Поэтому, безусловно, любой новый транспортный вариант вызывает у петрозаводчан живой и неподдельный интерес.

Городское метро — без пробок и светофоров...

Поэтому, когда в конце 2024 года губернатор Карелии Артур Парфенчиков озвучил планы по запуску городской электрички, горожане оживились. Вообще идея воскресить городской электротранспорт не нова — рельсы в городе есть, но вот денег на модернизацию инфраструктуры нет. К тому же вопрос ранее упирался в необходимость взаимодействия с РЖД, бесконечных согласований и обсуждений.
Глава республики пообещал, что электричка соединит удалённые микрорайоны города — Птицефабрику (станция Онежский Разъезд) и Сулажгорский кирпичный завод (станция Томицы). Остановки должны были быть в Ключевой, Голиковке, Кукковке и Первомайском.
"Планируем запустить по этому маршруту городскую электричку, которая с несколькими остановками по пути за полчаса пересечёт весь город без пробок и светофоров. Сейчас оборудуем новые платформы, увязываем маршруты с расписанием автобусов", — писал Парфенчиков в соцсети.

…или имиджевая электричка?

Интересно, что своими планами губернатор поделился, когда горожане активно выражали недовольство ситуацией в сфере пассажирских перевозок. На Кукковке многие годы существовал переход через железнодорожные пути. С деревянными настилами между рельсами, очень удобный, позволявший сэкономить много времени на путешествиях из одного района города в другой.
А в 2024 году переход вдруг объявили вне закона и обнесли забором. Горожане в тот же день забор снесли. Ограждение возвели вновь — и вновь его снесли. Эта история продолжалась несколько месяцев. Петрозаводчане не понимали: почему они вдруг не могут пользоваться привычным путём? В РЖД объясняли: незаконно и опасно.
Но когда было объявлено о запуске электрички, или, как называл её губернатор, "наземного городского метро", конфликт сошёл на нет.
Мало того, республиканские власти устраивали в карельских электричках, идущих в направлении Свири, опросы. О которых рассказывали в правительственных СМИ. Опросы эти были призваны показать: власти интересуются мнением петрозаводчан относительно маршрута "метро" и не собираются расставаться с идеей. Которая уже тогда показалась многим странной.
Возникли вопросы. Например, будет ли рентабельно отправлять четыре рейса электрички в день. Как жители Птицефабрики будут добираться до "метро" пару километров по дороге без света и тротуаров?
Ответов не было. Зато сразу было известно, что электричкой одновременно смогут пользоваться 380 человек. При этом о рентабельности не говорил никто. Зато уже в январе власти озвучивали предварительную стоимость проезда: 37 рублей. Что, конечно, несколько ниже, чем в автобусах и троллейбусах (50 и 40 рублей соответственно).
К слову, Карелия по итогам 2024 года заняла 74–е место в рейтинге регионов РФ по качеству жизни, по данным РИА "Рейтинг". Понятно, что репутацию нужно было спасать, демонстрируя активность.

Маршрут перестроен

Уже были объявлены сроки запуска электрички: май–июнь–2025. А потом вдруг маршрут "метро" начал меняться. Сначала его продлили до Кондопоги, которая расположена в 63 км от Петрозаводска, и до Деревянки, что в 39 км от города.
А потом путь дотянули до Ладвы, что в 58 км от карельской столицы. Таким образом, общий маршрут электрички серьёзно удлинился, составив около 115 км. Можно ли полагать, что такой протяжённый путь "метро" сможет проделывать настолько быстро, чтобы быть удобным кому–либо? Это уже не городской маршрут, а межрайонный. А значит — априори неоперативный. Ведь электричка должна будет встраиваться в общее расписание другого транспорта, идущего по рельсам.
По сути получается, что идею "городского метро" плавно подменили. Почему и для чего — объяснений не последовало. А там, где нет официальной информации, быстро появляется народная.
Население довольно быстро связало электричку с компанией Wildberries. Которая планировала зайти в регион и построить здесь свой логистический центр. Как раз в окрестностях Томиц.

Час икс близко

Несмотря на то что жители города никак не чужды весёлому эмоциональному шопингу на маркетплейсе, строительству складов многие воспротивились. Во–первых, из–за скандала со сносом зелёных насаждений.
Некогда Петрозаводск был одним из самых зелёных городов СЗФО. Со временем зелёный пояс города становился всё тоньше и тоньше. Однако те, кто вырубал лес под строительство, в том числе коммерческих объектов, платили за это. А для маркетплейса сделали невиданно щедрое исключение. Сумму 170 млн компенсации за снос зелёных насаждений… усекли в 100 раз! Горожане вновь взбунтовались. А во–вторых, говоря откровенно, многие критики решения пустить маркетплейс в регион опасались притока мигрантов, которые согласятся на тяжёлую работу на складах.
Пока история с логистическим центром поставлена на паузу. Компания предпочла Ленобласть. Но это не значит, что идея строительства в Карелии может быть забыта.
Тема электрички не поднималась с начала этого года. Однако внезапно 26 мая Артур Парфенчиков вновь заговорил о ней. Но теперь уже не как о "городском метро".
"Мы многое сделали для запуска нашего наземного метро: подготовили подвижной состав, локомотивные бригады и смены контролёров–кассиров. Сейчас ждём официального приказа Октябрьской железной дороги о создании маршрута и включении его в график перевозок. Важно увязать нашу электричку с движением грузовых составов и поездов дальнего следования", — отметил он на своей странице.
Интересно, что на сайте Октябрьской железной дороги нет ни одного сообщения, ни одного релиза о запуске электрички, переговорах с властями Карелии или даже о подготовке проекта. Июнь, о котором заявляет глава региона, уже наступает.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.