Фермеры жалуются на дефицит семян. Для импортозамещения требуется в короткий срок создать целую отрасль, которую за рубежом строили десятилетиями.
Уже не первый год российские аграрии сталкиваются с проблемой нехватки семенного материала. При этом ситуация может заметно разниться от региона к региону.
Накануне предыдущего сельскохозяйственного сезона с нехваткой семян столкнулись производители овощей из Волгоградской и Астраханской областей. В том числе на дефицит импортных семян жаловался агропромышленный комплекс "Астраханский" — крупнейший производитель томатов и томатной пасты в России. Тема обсуждалась на уровне министерства сельского хозяйства РФ. Чиновники обещали, что семенами всех обеспечат, при этом для посевной будут закупаться преимущественно "достижения отечественной селекции".
Фермеры Ленинградской области, как писал "Деловой Петербург", успели сделать запасы перед посевной, но также констатировали наличие дефицита. Основным негативным фактором остаётся слишком сильная зависимость российского растениеводства от импортных семян.
Кто успел — тот закупил
В этом году ситуация ухудшилась, считает руководитель Фермерского хозяйства Безденежных Сергей Безденежных. По его словам, причиной являются задержки поставок из–за рубежа, поскольку за последние годы логистические цепочки распались.
“
"(Поставщики) заранее не могут набить склады, и всё на месяц задерживается. То нет морковки, то огурцов, то ещё чего–то. Сегодня (разговор состоялся в понедельник, 19 мая. — Ред.) связывался со своим поставщиком, он мне это же подтвердил", — рассказывает участник рынка.
Как отмечает фермер, во время посевной нужного ассортимента зачастую уже нет, поэтому многие закупают всё возможное заранее. Однако в случае непредвиденных ситуаций, вроде заморозков нынешней весны, аграрии могут оказаться в затруднительном положении.
В прошлом году импорт семян сельхозкультур в Россию сократился в 2,5 раза, сообщала зимой замглавы Минсельхоза Марина Афонина. По словам чиновницы, это свидетельство того, что сельхозпроизводители переходят на отечественные семена, двигаясь в сторону импортозамещения. Однако доля импортной семенной продукции по–прежнему высока.
Овощи — не главное
В комитете по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области отмечают, что с семенами овощных культур "нет вопросов". Но тут же оговариваются, что речь всё–таки идёт об импортной селекции. По оценкам ведомства, всего для успешной посевной кампании региону необходимо 13,7 тыс. тонн семян. Из этого объёма 3,9 тонны составляют овощные культуры (0,03%). А уже среди них доля семян сортов отечественной селекции составляет всего 1,5%. Чуть больше только у семян картофеля — 9,8%.
"На сегодняшний день в хозяйства региона поставлено 98% от потребности в семенах овощных культур (3,7 тонны из 3,9). Оставшиеся объёмы законтрактованы, поставки осуществляются к началу сева в конкретные хозяйства. Проблем с поставками семян не зафиксировано", — подчеркнули в пресс–службе комитета.
Площадь под яровой сев овощных культур составляет всего 2,4% от общего объёма сельскохозяйственных угодий области. Большая доля приходится на зерновые, объясняют в комитете.
Согласно данным агентства "Агриконсалт", на импорт приходится 70% семян огурцов, 90% томатов, 80% столовой свёклы, 90% репчатого лука, 85% столовой моркови, 70% белокочанной капусты.
"По различным источникам, на сорта иностранной селекции приходится от 65 до 80% высаженного семенного картофеля. В рейтинг 10 самых популярных сортов картофеля по объёмам высадки в России за 2023 год не вошло ни одного сорта отечественной селекции", — отмечает директор агентства Андрей Голохвастов.
Между тем в соответствии с доктриной продовольственной безопасности РФ страна должна выйти на 75%–ную самообеспеченность семенами всех основных сельхозкультур к 2030 году. На этом фоне власти вводят ограничения на ввоз зарубежных семян. Однако у аграриев есть вопросы к качеству отечественной семенной продукции.
Гонка за лидером
Как отмечают фермеры, с которыми поговорил "ДП", российский посадочный материал, как правило, проигрывает зарубежному по урожайности и другим характеристикам.
“
"Потому что есть существенная разница. Европейские семена — это гибриды, а у нас это сорта — то, что любая бабушка может в своём огороде собрать. Гибриды — это сложная работа. Разработка одного гибрида — это не один десяток миллионов долларов и длительная селекция. Нужны очень длительные истории наблюдений, материнские, отцовские линии, большие квалификации, которые в России были не то чтобы утрачены, у нас просто селекция вся была направлена на выведение устойчивых сортов, потому что они проще воспроизводятся", — рассказывает владелец фермы "Жили–растили" Алексей Садов.
По его словам, европейская селекция всегда ориентировалась главным образом на разработку новых гибридов. В результате потребитель привык к гибридам. Они зачастую отличаются не только улучшенными вкусовыми качествами, но и более выигрышным внешним видом, который покупатель охотнее выбирает в магазине или на рынке.
“
"У наших сортов будет меньше урожайность, меньше вот эта “полкопригодность”: то есть они будут где–то кривые, морковка рогатая, свёкла с паршой. У брокколи будет не упругая головка, а такой цветок, который никто не купит", — печально констатирует Алексей Садов.
При этом он подчёркивает, что зарубежные поставщики прошли долгий путь к своему нынешнему положению. Он занял по крайней мере 60–70 лет. Для этого требуются большие инвестиции и поддержка фундаментальной науки — бесполезных на первых взгляд учёных, работа которых может годами не давать прикладного результата, но создавать базу для будущих достижений.
По словам Андрея Голохвастова, лидерами мировой селекции являются по сути транснациональные компании, а семеноводство овощных культур представляет собой единую мировую индустрию.
"Семеноводству во всём мире уделяется особое внимание, так как оно является одной из основ производства всей растениеводческой продукции и наряду с селекцией определяет потенциал объёмов её производства. Мировая индустрия семеноводства — это высокотехнологичная, быстро развивающаяся отрасль. Подтверждение тому — темпы роста мирового рынка семян. За достаточно короткий срок, с 1975 по 2015 год, он вырос с $4 млрд до $55 млрд. Прогнозируется, что он достигнет почти $112 млрд к 2030 году", — добавляет эксперт.
Как отмечает доцент кафедры растениеводства петербургского Аграрного университета (СПбГАУ) Мария Носевич, на сегодняшний день нет достаточного количества семеноводческих хозяйств, которые могли бы обеспечивать весь спектр возделываемых в стране сельскохозяйственных культур на высоком уровне.
"Это требует больших капитальных вложений. Кроме того, необходимо рекламировать отечественное семеноводство. Большинство пользуется старыми каналами связи с зарубежными производителями, которые в настоящее время трансформируются в фирмы, производящие семена под маркой отечественного товаропроизводителя", — констатирует эксперт.
По её мнению, наладить производство отечественных семян не составит больших усилий, поскольку это обусловлено большим научным опытом и производственным потенциалом, который есть в стране. Однако требуется финансовая господдержка.